Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.
Сейчас в эфире
Радио
07 марта 2019 г., 17:00
Просмотры: 3526
– Татьяна Владимировна, расскажите, в чем состоит суть вашей профессии?
– Я пришла в авиацию в 1968 году, поступив учиться в Московский авиационный институт. Летала в институтском аэроклубе на планерах. Затем в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова переучилась на вертолеты. Работала летчиком-инструктором спортотдела ЦК ДОСААФ. Затем в 1-м Московском городском аэроклубе мы обучали курсантов, позже воевавших в Афганистане. В то время мы еще не знали, к чему их готовили: просто учили. Теперь на месте аэродрома, ликвидированного в 2003 году, историком Вадимом Задорожным строится Музей живой техники.
– Какой полет остался в вашей памяти как самый сложный?
– Сложных полетов не было, хотя один хорошо запомнился. В середине семидесятых годов случилась такая история. Мы с оператором Валей Якушевой отрабатывали постановку ведра с водой в мишень на стол. Валя сидела с ведром на краю кабины без двери. Я удерживала вертолет на высоте 11 метров. Ветер дул в хвост. Рядом с площадкой справа стоял лес. Двигатель забарахлил. Я успела сказать: «Валя, не бойся!» – и сделала поворот влево. При этом винт разгрузился – и мы благополучно сели с пробегом на полосу. Позже сменили двигатель. А если бы лес был с другой стороны и пришлось поворачивать направо, то мощности не хватило бы– неизвестно, смогла ли бы я посадить падающий с небольшой высоты вертолет.
– Интересно, а как так получилось, что вы решили стать летчицей?
– Стать летчицей я мечтала с самого детства, с тех пор как в возрасте трех лет нашла дедушкину книжку. Я спросила у дедушки, что изображено на одной из картинок, – это был вертолет. Я стала летчицей, но узнала, что продолжила семейную династию, гораздо позже. Однажды я стала разбирать семейный архив. И на осколке от старого негатива увидела человека в форме. Это был мой дед. Оказывается, и он, и мой отец были летчиками, но ни один, ни второй об этом ничего не говорили. Дед, Александр Васильевич, был репрессирован. А отец, Владимир Прохорович, никогда не вспоминал о войне. Теперь этот портрет моего деда висит на выставке в Музее Победы. Я организатор выставки «Семейная реликвия» в Музее Победы на Поклонной горе. Там представлены бумаги моего деда о Первой мировой войне, переданные музею на вечное хранение.
– Вы пишете и размещаете на сайте заметки о мероприятиях организации. «Авиатриса» с проектом «Живите долго, ветераны» стала победителем конкурса грантов мэра Москвы в 2018 году. Что этот проект из себя представляет?
– «Авиатриса» проводит большую общественную работу. Проект способствует сотрудничеству ветеранов со школьными музеями Москвы и Подмосковья. Летчицы проводят конкурс детских рисунков об авиации, помогают в оформлении экспозиций, проводят уроки мужества, показывают фильмы по воспоминаниям членов союза «Авиатриса» и участвуют в школьных праздниках. Дети узнают об авиации, в них пробуждается чувство патриотизма. Ветераны посещают музеи и аэродромы, они получают много позитивных эмоций. Недавно мы провели такую встречу в музее Войск ПВО в Балашихе.
– При содействии «Авиатрисы» было выпущено 10 книг. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее интересна читателю и наиболее полно раскрывает суть профессии летчицы?
– Это энциклопедическое издание «Союз «Авиатриса», в котором рассказывается о членах нашей организации: летчицах разных видов авиации, парашютистках, бортпроводницах. Очень интересно читать. Несколько лет назад приняли решение переиздать эту книгу – и на последнем, девятом Международном форуме женщин летных специальностей уже подарили ее членам организации.
– Равнялись ли вы на кого-либо из коллег по профессии?
– Вокруг меня всегда были женщины-летчицы. Моя любимая летчица – моя подруга Людмила Корнева. Мы вместе учились в институте, были соседками в общежитии. Я всегда ею восхищалась и наблюдала за ее карьерным ростом: она и вертолетчица Татьяна Стекольникова стали чемпионками мира по вертолетному спорту среди мужских экипажей. Мужчины к нам относились как к равным, уважали нас. Суровые командиры никогда не произносили грубых слов в нашем присутствии.
– Татьяна Владимировна, какие слова вы бы сказали будущим летчицам-женщинам?
– Это очень сложно. Но вы, если сильно захотите, обязательно будете летчицами. Полеты – это жизнь.
Беседовала София ГУЛЕИШВИЛИ,
ученица 11-го класса школы № 3 г. Балашихи