Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Балашиха. Новости.

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

вторник, 27 сентября

пасмурно+8 °C

Сейчас в эфире

Радио

Ученическое тьюторство: интервью с педагогом инклюзивной школы № 28

11 апр. 2022 г., 16:19

Просмотры: 321


Педагог-тьютор проекта «Ресурсный класс» Анжелика Городецкая рассказала о новом направлении работы в реализации общедоступной безбарьерной модели инклюзии для детей с аутизмом в Московской области. Анжелика Городецкая работает в проекте «Ресурсный класс», который реализуется на базе школы № 28 при поддержке министерства образования Московской области, главы города Сергея Юрова и благотворительного фонда «Шаг в инклюзию»

- Анжелика Витальевна, начнем с азов — что такое инклюзивное образование?
- Инклюзивное образование — это образование без границ и делений, когда все ребята, неважно, с инвалидностью или без, учатся вместе. В инклюзию также могут входить ученики разных национальностей или те, кто говорит на другом языке, но самое главное, что все они находятся вместе. Вот это и есть инклюзия. Она полезна в любом возрасте: от самых маленьких, учеников детского сада, до старших школьников.

photo_2022-04-11_13-04-59.jpg

Одним из основополагающих принципов идеологии инклюзивного образования является учёт возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка. Соблюдение этого принципа позволяет устанавливать оптимальный баланс без крена в сторону «сильных или слабых», «успешных и неуспешных», «способных и неспособных» детей. Инклюзивная идеология в нашей школе создает в образовательном учреждении условия для формирования основ ключевых компетенций каждого ребенка с первичным признанием его индивидуальности. Задача нашей команды — создать такую образовательную среду, в которой каждый учащийся в соответствии со своим темпом обучения и индивидуальными способностями осваивает базовую программу или её повышенный уровень. В условиях инклюзивной школы это становится возможным благодаря реализации технологии разноуровневого обучения.

- Как готовят педагогов школы № 28, которые ведут инклюзивные классы?
- Конечно, без специальной подготовки не обойтись. По запросу от администрации образовательного учреждения я и мои коллеги проходим постоянную переподготовку в области коррекционной педагогики и прикладного анализа. Нашей школе повезло, так как все расходы на обучение взял на себя благотворительный фонд «Шаг в инклюзию». Он с 2018 года готовит в Балашихе многофункциональных специалистов. Например, более 10 педагогов, прошедших в своё время с помощью фонда комплексное обучение, работают в настоящее время в балашихинской школе восьмого вида.

photo_2022-04-02_22-43-23.jpg

- Вы готовы взять в ресурсный класс любого ребенка, даже с глубокими нарушениями развития?
- На уровне начальной школы проект работает с 2018 года. Подбирая первоклассников, мы опираемся на опыт включения детей с особенностями развития в старших классах, выпущенных нашим проектом и продолжающих обучение в других образовательных учреждениях Балашихи. Разные дети включаются в образовательный процесс по-разному, каждому необходим свой период адаптации, своя индивидуальная образовательная траектория. Для того чтобы инклюзия была успешной, необходима и предварительная оценка особенностей и возможностей ребенка, и регулярная оценка эффективности — мониторинг образовательного и воспитательного процессов для каждого обучающегося. Сегодня мы говорим о включении в общеобразовательный класс четырёх учащихся с особенностями развития, за пятым закреплено место, но по состоянию здоровья он не имеет возможности быть полноценным участником проекта.

- Расскажите про новое направление ученического тьюторства в вашей школе.
- Интеграция ученического тьюторства в образовательный процесс инклюзивного учреждения началось в 2020 году и получило развитие в 2021-м. Новизна идеи заключается в том, что тьюторами являются не учителя-предметники, а норматипичные ученики. Технология тьюторства не подменяет учебно-воспитательный процесс учеников ресурсного класса, она поддерживает его, организует обратную связь между обучающимися инклюзивного учреждения.

photo_2022-04-11_13-04-57 (2).jpg

Эффективность метода заключается в небольшой разнице в возрасте и в статусе тьютора, который не является учителем. Ученики тьюторы всегда пытаются сделать процесс обучения и коррекции интенсивнее и увлекательнее, более того, они знают, что может заинтересовать их одноклассников с аутизмом.

photo_2022-04-11_13-04-57.jpg

Наши помощники относятся к выполняемым работам с повышенной ответственностью, так как они впервые выступают в качестве наставника и учителя, они проявляют инициативу и творческую самостоятельность. Практическая значимость данного этапа заключается в том, что в процессе систематической работы с учениками ресурсного класса тьюторы пробуют прогнозировать трудности, с которыми могут столкнуться их подопечные при решении простых задач.

В этом году мы выпускаем четвёртый класс, в который входят одни из самых лучших наших учеников-наставников. Это Даша Селина, Пётр Рыбаков, Виктория Волкова и Марьям Муволасенова. Эти дети — просто подарок для средней школы. Мы бы их оставили всех на второй год, но они хорошо учатся и просто идеальны (улыбается).

photo_2022-04-11_13-04-56.jpg

- Что нужно делать, чтобы инклюзивных классов и школ в городе становилось больше?
- Откуда возникают страхи? От незнания. Мы не знаем, и поэтому боимся. Вот почему нам необходимо как можно больше рассказывать своим коллегам, родителям учащихся и самим детям о том, что такое инклюзивное образование, показывать, как ребята учатся в школе № 28, как они вместе проводят время — играют, гуляют или ходят в кино. Только тогда страх перед этим понятием начнёт понемногу исчезать. Нужно в принципе больше говорить о людях с инвалидностью.

 

Подготовил Виталий УШАКОВ

Обсудить тему

Введите символы с картинки*