Балашиха. Новости.

Яндекс.Погода

пятница, 22 сентября

пасмурно+7 °C

Онлайн трансляция

Дети-инвалиды – забота государственная

09 нояб. 2016 г., 11:05

Просмотры: 297


Качество образования – каждому ребёнку

Ещё несколько десятилетий назад обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья было чисто родительской заботой. Сегодня благодаря объединениям родителей, родительским инициативам и государственным социальным программам положение меняется, и всё же у родителей особенных детей остаётся немало вопросов, как дать ребёнку качественное образование.

В Балашихе по инициативе родителей детей-инвалидов прошла конференция «Организация и содержание инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Московской области», в которой приняли участие представители Общественной палаты РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Московской области, руководители Центров реабилитации детей-инвалидов, эксперты, педагоги, родители.

В качестве модератора конференции выступила заместитель председателя Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности при Общественной палате РФ, член Совета по попечительству и социальной сфере при правительстве РФ Елена Клочко.

Как рассказала Елена Юрьевна, все перемены начались с федерального закона об образовании, который вступил в силу в 2013 году. В законе декларируется понятие инклюзии для всех без исключения детей, как понятие качественного образования.  

Елена Клочко напомнила собравшимся о том, что первая часть программы «Доступная среда» была посвящена тому, что в школах организовывали физическую доступность для детей-инвалидов. И только тогда, когда начал работать Координационный совет при Общественной палате РФ, удалось на достаточно высокий уровень поднять вопросы, касающиеся детей и взрослых от 18 лет с интеллектуальными и психофизическими нарушениями, которые также нуждаются в создании специальных образовательных условий и специальных программ.

Министерство образования РФ с участием общественников разрабатывает эти программы. Родители представляют собой серьёзных экспертов и организуются с инициативами, обращёнными к исполнительной власти, как получатели услуг.

Больших успехов в этом вопросе достигла Москва, где уже начали работать в школах ресурсные классы, в других же регионах остаётся очень много проблем. Школы отказывают в обучении детям с разными формами умственной отсталости, с другими различными нарушениями в связи с невозможностью создать индивидуальные условия. Педагоги не знают, как обучать таких детей, так как не ощущают поддержки. Необходимо обучать кадры умению с этими детьми общаться. Этот вопрос можно решить при создании серьёзных родительских движений и ассоциаций.

Важна ранняя помощь

Елена Юрьевна подчеркнула, что очень важен вопрос ранней помощи особенному ребёнку, то есть с момента его рождения. По мнению разработчиков программы, семья должна изначально находиться в поле зрения органов соцзащиты, медицины, образования, получать юридическую помощь. Существуют стандарты ранней помощи: рядом с ребёнком должны быть такие специалисты как логопед, психолог, клинический психолог, дефектолог, учитель физкультуры.

Декларируется, что к 2020 году ранняя помощь должна быть такой, какой её задумали разработчики. Москва и Московская область – регионы, в которых эта программа должна заработать в ближайшее время. Ранняя помощь может быть открыта, как структурное подразделение в организации любой ведомственной принадлежности.

Проблемы детей старше 18 лет очень большие, из услуг, которые предлагает государство – психоневрологический интернат, где за взрослыми детьми нет надлежащего ухода, не говоря уже об образовании. В законодательство должны быть включены такие понятия, как сопровождаемое проживание, сопровождаемая дневная занятость. Смысл в том, что все граждане страны, независимо от инвалидности и от интеллектуального развития, имеют право на жизнь.

Роль родительских ассоциаций

По словам президента ассоциации специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, директора фонда «Абсолют-Помощь», члена экспертного совета Комитета по образованию Государственной Думы РФ Георгия Крюкова, мы приближаемся к решению таких важных задач, как построение непрерывной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в течение всей жизни, начиная с ранней помощи и заканчивая профессиональным образованием. Это вопрос стопроцентного охвата детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и задача – дать родителям возможность выбора, где получить ребёнку образование.

Георгий Валерьевич отметил, что в Московской области уже ставился вопрос о том, что в структуре системы непрерывного образования должны быть Центры медико-психологического социального сопровождения, и Министерство образования рекомендовало всем главам муниципалитетов иметь такие центры. Создание новых центров и улучшение работы старых – зона ответственности глав муниципальных образований. Но чтобы образовательные программы заработали, очень важна роль родительских организаций.

О роли родителей в решении проблем детей-инвалидов на примере Москвы рассказала Елена Багарадникова, представляющая Московскую городскую ассоциацию родителей и детей-инвалидов. Основной принцип организации «Ничего для нас, без нас» даёт прекрасные результаты. Исходя из собственного опыта, Елена Вячеславовна уверена, что запросы должны быть консолидированы. Говорить от имени общественности – значит быть услышанными государственными органами.

Как подчеркнул руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», член межведомственной рабочей группы по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с расстройством аутистического спектра при Министерстве труда и Социальной защиты РФ, член Координационного совета по делам детей-инвалидов при Общественной палате РФ Игорь Шпицберг, диалог родительских организаций и государственных структур способен улучшить качество жизни каждого конкретного ребёнка и каждой семьи. Например, родительские ассоциации в Англии полностью контролируют ту поддержку, которую оказывает государство.

Лидия ЕФИМОВА

Родительское мнение

Как рассказала одна из родителей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Анна Садохина, основной причиной проведения конференции стала псевдоинклюзия в Московской области для детей. Вот что говорит молодая женщина:

«Несмотря на то, что в законодательстве РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматриваются гарантии прав на достойное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, пока в Московской области дети с аутизмом фактически лишены права на полноценное школьное обучение с типично развивающимися сверстниками.

Общественному движению «Наши дети города Балашихи» хотелось бы, чтобы было выделено помещение в общеобразовательной школе города для создания ресурсного класса (ресурсной среды) так как этот класс – первая государственная попытка встроить детей с аутизмом и других детей с ОВЗ в общеобразовательную среду. Хотим прекратить растить из наших детей, проживающих в Московской области, инвалидов. Изменив ситуацию в Балашихе и области, мы вырастим лиц, которые будут в будущем развивать и прославлять нашу страну не прожирая государственный бюджет, а приумножая, как ,к примеру, знаменитый математик аутист Григорий Яковлевич Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре и впервые в мире отказавшийся от нобелевской премии.

Закончить хочу словами Елены Багарадниковой, которая заявила в конце конференции: « Удивлена тем, каким законодательством пользуются в Министерстве образования Московской области и какие алгоритмы предлагают. Уверена, что Рособнадзор необходимо оповестить об этом. Похоже, Московская область персонально вышла из состава РФ и живёт по законам страны, которой уже давно нет на карте».

Лидия ЕФИМОВА