Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Яндекс.Погода

среда, 27 октября

ясно+4 °C

Сейчас в эфире

Радио

Животворящая Троица

18 июня 2021 г., 2:15

Просмотры: 78


На пятидесятый день после Пасхи Православная Церковь празднует День Святой Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы. Этот день для православных христиан является величайшим праздником. Троицын день – день рождения нашей Церкви. Торжество Святой Троицы в этом году пришлось на 20 июня.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Воскресением «о Страшном Суде». Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и так же, как Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.

Поминовение усопших в канун праздника Троицы ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении Мясопустной Родительской Субботы сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, так как в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается как на нас, живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Праздник Святой Троицы часто называют еще Святой Пятидесятницей, так как по Уставу нашей Церкви приходится он всегда на пятидесятый день после Пасхи. Название это пришло к нам из Ветхого Завета: израильтяне имели особые причины считать пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи праздничным днем, так как в этот день им дан был Богом Моисеев закон.

Для нас же, людей Нового Завета, Пятидесятница – это день, когда на пятидесятый день после Воскресения Христова была основана Святая Церковь.

В великий день, посвященный Живоначальной Троице, Церковь торжественно вспоминает событие Сошествии Святого Духа на апостолов, ставших с этого дня проводниками Евангелия по всей вселенной. Иисус Христос избрал Своих учеников не по принципу образованности: многие из них были простыми рыбаками. Господь взирал на души и сердца проповедников Евангелия, ведь они призваны были нести слово Божие по всему миру. Поэтому при вознесении Своем на Небо Господь наш Иисус Христос обещал облечь апостолов силою свыше, что и было исполнено Им в день Пятидесятницы.

В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице, где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – «исполнишася вси Духа Свята». И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов (см. Деян.1,13).

Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.

СВЯТОЙ ДУХ

Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа» – «Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».

ЦВЕТ ПРАЗДНИКА

Зеленый – один из важных цветов христианства с глубокой древности. Церковным праздникам, где прославляется действие Третьей Ипостаси Божества, – Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не цвет неба, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием синего и желтого (золотого) цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Сын Божий исполнил Свое обетование послать от Своего Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, Господа Животворящего. 

Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринимается религиозным сознанием как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.

Зеленый цвет облачений присущ и дням памяти подвижников и преподобных. Его употребление за такими богослужениями означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетанием с Царем Славы (золотой цвет) и благодатью Духа Святого (цвет неба, голубой); ведет подвижника к жизни вечной и к обновлению человеческой природы.

Обычай Ветхозаветной Церкви украшать жилища и синагоги, как воспоминание о преемственности Ветхого и Нового заветов, сохранен в нашей Церкви. Ведь Сионская горница, в которой Дух Святой сошел на апостолов по случаю дня Пятидесятницы, также была украшена древесными ветвями и цветами. Несомненно, апостолы завещали в воспоминание этого великого для них и для всей Церкви дня сохранять этот обычай.

В сознании же современного православного христианина Троицын день также неразрывно связан с травой, цветами и ветвями, которыми каждый год украшается каждый православный храм. Господь дарует нам сохранять этот благочестивый обычай, чтобы мы могли передать его и нашим потомкам, которые могли бы сохранить его до скончания века.

Протоиерей Александр БУТРИН

Обсудить тему

Введите символы с картинки*