Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Яндекс.Погода

вторник, 26 октября

ясно+4 °C

Сейчас в эфире

Радио

Восхождение к Воскресению

09 апр. 2020 г., 12:43

Просмотры: 453


Близится к завершению путь православных христиан, шествующих за Спасителем к Светлому Воскресению. Блажен человек, кто неленостно совершает это духовное восхождение. Скоро наступят дни Страстной седмицы. Как их правильно провести и подготовиться к празднику Пасхи Господней?

У ПОДНОЖИЯ СПАСЕНИЯ

Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту особую седмицу. Пребывание в дни Страстной на богослужениях в храме позволяет зримо следовать за Господом, грядущим на страдания.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах. Церковь рекомендует читать эти места из Евангелия и дома. Указания, что надо читать, можно найти в церковном календаре.

Вечером среды оканчиваются великопостные богослужения. В церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной человеческой души. Наступают дни иного плача, пронизывающего все богослужение, плача от созерцания ужасных мучений и крестных страданий Самого Сына Божьего.

Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под Крестом своего Спасителя, мы укрепляемся надеждой от сознания, что распятый Христос совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Церковь призывает всех христиан в эти великие и святые дни не оставлять Искупителя, следовать за Ним. Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися перед нами, мы мысленно проходим всю величественно-трогательную и душеспасительную историю страданий Христовых.

Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманский сад, то Голгофу…

 

ВЕЛИКИЕ И СВЯТЫЕ ДНИ

Накануне Своих крестных страданий Спаситель установил главное таинство Церкви – таинство евхаристии, Святого причастия Его Тела и Крови. Потому в Великий четверг совершается богослужение, за которым вспоминается Тайная вечеря Спасителя.

Затем последовали арест и надругательства, крестный путь и страшные муки Иисуса. На утрени Великого пятка, которая совершается в четверг вечером, звучат двенадцать Страстных Евангелий. Это особая, трагичная и очень важная служба.

В Великую пятницу, когда преданный, неправедно осужденный, поруганный, израненный и умерщвленный на Кресте Господь наш находится во гробе, скорбит весь мир человеческий и ангельский. Ввиду этой всемирной скорби в храмах в Страстную пятницу никогда не совершается Божественной литургии.

 

ПРЕБЛАГОСЛОВЕННАЯ СУББОТА

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Сняв с Креста и обвив пеленами, пропитанными благовониями, праведные мужи Иосиф и Никодим положили пречистое тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. Сына Божьего оплакивали Его Пречистая Матерь и жены-мироносицы. К дверям гроба привалили большой камень. Кто бывал в храме Воскресения Господня в Иерусалиме, тот знает, как близко расположены место казни, камень помазания и Гроб Господень – место Его славного Воскресения.

Убийцы Иисуса – иудейские первосвященники и фарисеи знали, что Христос предрекал Свое воскресение. Не веря этому предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили тела Спасителя и не сказали народу: воскрес из мертвых, – первосвященники в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ее ко гробу, самый гроб запечатали (Мф. 27, 57–66; Ин. 19, 39–42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему, чтобы ученики, по близости этого места, легко могли прийти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, – это действительно с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Все дни года превосходит Святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой седмицы Страстной есть Великая и Святая суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем, – так и в делании умного творения, совершив все дело искупления и в шестой день – пяток паки воссоздавши истлевшего грехом человека и обновив его Живоносным Крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном.

Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19–20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною Им в руки Отца, Которому Он принес и кровь Свою, сделавшуюся нашим избавлением.

Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве.

 

В ПРЕДДВЕРИИ ПАСХИ

Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником, и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный.

Испытало Господне тело и тление, то есть отделение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их.

Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе. Над входом гроба полагают весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем как снедь и наслаждение для себя.

На утрене Великой субботы (вечер пятницы), после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже...» выносится священнослужителями из храма, при участии народа, и обносится вокруг церкви в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским вратам в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

Литургия Великой субботы – особая и уникальная служба. По ее окончании происходит освящение (благословение) пасхальной праздничной снеди.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу в алтарь Царскими вратами и кладут ее на престол, где она остается до праздника Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых. Начинается Пасхальная утреня с праздничным Крестным ходом…

Вот так мы вступим в празднование совершенно особое, отмечая главный праздник христианской Церкви – праздник Воскресения Господа и Спасителя нашего.

Протоиерей Александр БУТРИН

Обсудить тему

Введите символы с картинки*