Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Яндекс.Погода

среда, 27 октября

ясно+4 °C

Сейчас в эфире

Радио

В ХРАМЕ БОЖЬЕМ ЯСНО ДЕВА ЯВЛЯЕТСЯ

04 дек. 2020 г., 10:04

Просмотры: 383


Введение во храм Пресвятой Богородицы. Празднование – 4 декабря

Важным событием в жизни Пресвятой Богородицы явилось Ее вхождение в Божий храм. Это было необходимо для правильного духовного воспитания Девы, избранной Богом для осуществления Его промысла о спасении погибающего человечества. Наша сегодняшняя духовная беседа посвящена вхождению Девы Марии под своды Дома Бога Небесного, а также всем тем святым людям, кто причастен к этому.

ТРЕХЛЕТНЯЯ ЮНИЦА

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является одним из двенадцати главных праздников года, праздником благоволения Бога к роду человеческому, праздником, предвозвещающим исполнение обетования пришествия Спасителя мира. В церковном песнопении, отражающем суть торжества, в тропаре праздника поется: «В храме Божием ясно Дева является и Христа всем предвозвещает…»

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы возник на основании церковного Предания с целью пролить свет на следующий за ним великий праздник Рождества Христова. Введение во храм Пресвятой Богородицы раскрывает неисповедимые пути промысла Божия, которые готовят Вместилище для Божественного Слова.

Велика была радость святых супругов Иоакима и Анны, они не могли наглядеться на чудесное вымоленное Дитя, но не забывали и об обещании Богу. Когда Младенцу Марии исполнилось три года, святые родители приступили к исполнению обета: собрали родственников и знакомых, одели Пречистую Деву в лучшие одежды и с пением священных песен, с зажженными свечами в руках повели Ее в Иерусалимский храм. Там встретил Дитя первосвященник Захария со множеством священников. К входу в храм вела лестница из пятнадцати высоких ступенек. Избранная Творцом трехлетняя Юница Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силою Божиею, без посторонней помощи Одна преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Чудесное это событие много говорит верующему сердцу. Затем первосвященник, прозрев в Ней особенную благодать Божию, ввел Пресвятую Деву в самую главную и таинственную часть ветхозаветного храма – во святая святых, куда никто из других людей не входил, а сам первосвященник с очистительной жертвенной кровью входил только раз в году.

Все присутствующие в храме и родители Дитя дивились необыкновенному событию. После этого праведные Иоаким и Анна, вручив Дочь воле Отца Небесного и довольствуясь, что они выполнили обет, данный Богу, не без грусти возвратились домой. Дева Мария осталась в Иерусалимском храме, обучаясь благочестию, до времени обручения Ее праведному старцу Иосифу.

На иконах праздника Введения во храм изображается встреча Девы Марии с первосвященником Захарией. Обычно первосвященник и Младенец Мария стоят на подножии около раскрытых ворот, здесь же и родители Пресвятой Марии Анна и Иоаким, родственники, девы с зажженными свечами. Иконография может быть и несколько иной: Дева Мария подходит к священнику с зажженной свечой в руках, за ней – пять или семь юных дев. Иногда изображение дополняется сценой питания Девы Марии архангелом Гавриилом.

ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

Многое из зем­ной жизни Пресвя­той Богородицы от младенчества до преславного Ее ус­пения и вознесения на небо покрыто глубокой тайной. Сокровенна была и Ее жизнь в храме Иерусалимском. Но в церковном Предании сохра­нились сведения, что во время пребывания Пресвятой Девы в храме Иерусалимском Она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, проводила дни и ночи в посте, богомыслии и молитвах, славя Бога. Святые отцы говорят и о Ее общении с ангелами Божьими. Преуспевала  Дева Мария в благочестии и все свои доброде­тели запечатлевала смирением. Богоугодным служением Своим Она привлекла на себя и весь мир благословение Божие, обещанное нашим прародителям и вообще всем людям.

Со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы наступает время особого приготовления православных христиан к празднику Рождества Христова. На утрени праздника Введения начинается пение ка­нона «Христос рождается, славите». Но если Спаситель должен прийти в мир и в человеческие сердца, то надобно приготовить путь Ему. Таким приготовлением для нас являет­ся более частое посещение богослужений, подражание тем доброде­телям, которыми уже во время пребывания в храме Иерусалим­ском Матерь Божия отдалилась от греховного мира, приблизилась к ангельскому миру, стала «Честнейшей Херувим и Слав­нейшей без сравнения Серафим». Пребывая в храме в постоянной молитве, в полном отрешении от страстей и соблазнов мира, Пре­святая Дева сделалась храмом воплотившегося Бога Слова. Она явила Собой совершеннейший образ всецело святой, подвижнической жизни, напоминая нам о великом достоинстве человека, призванного быть храмом Свято­го Духа (см. 1 Кор. 3,16). Божия Матерь остави­ла благодатный пример веры, любви, надежды, смирения, стоя­ния перед Богом, преданности во­ле Божией. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является пра­здником благоволения Бога к роду человеческому, праздником, предвозвещающим исполнение обетования пришествия Спаси­теля мира.

КОРАБЛЬ СПАСЕНИЯ

Каждому человеку, ищущему спасения души, надобно войти в храм Божий. Великое благо для человека, если его вхождение в храм Божий произойдет еще в младенчестве. Родители и наставники нового, только пришедшего в этот мир человека, должны заботиться о его христианском воспитании, подавая, в первую очередь, пример собственной благочестивой жизни.

Во время совершения своих таинств Церковь часто подчеркивает нам эту спасительную мысль: только по-настоящему войдя в храм Божий, человек может надеяться на спасение. Так, окончанием таинства крещения (принятия человека в лоно Божией Церкви) является воцерковление – символическое действие, показывающее вхождение человека в Церковь. Священник вводит новопросвещенного в Церковь, произнося слова «…внидет в Дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему…» (см. Пс. 5, 8-9).

А таинство венчания начинается с введения жениха и невесты из притвора в центр храма. Символика очевидна и понятна: здесь мысль Святой Церкви такова – только находясь под спасительной сенью церковных сводов возможно укрепление и сохранение брачного союза. Можно привести и другие примеры. Отнесемся же со вниманием к наставлению Матери-Церкви.

Праздник Введения говорит каждому из нас, что мы обязаны привести свое дитя в храм Божий, как сделали это святые Иоаким и Анна. Чтобы последовать их примеру, нужно самим находиться под кровом Бога Вышнего, нужно самим войти в храм Божий и жить в нем. Родители являются для дитя первым и главным примером в жизни. Такой пример являли для Девы Марии Ее праведные родители.

А Сама Матерь Божия в нежном возрасте Своего младенчества подала нам пример вхождения во храм и жизни в нем. В храме Божием и ныне живет, молится с нами, сорадуется и раз­деляет скорби наши Преблагословенная Дева Мария, являясь Особенной Ходатаицей и Молитвенницей нашей. Постараемся же подвизаться доб­рым подвигом веры, стремиться к вечной жизни, к которой мы призваны (1 Тим. 6,12). Следуя Ее примеру, постоянно молясь, бу­дем преуспевать в правде, благо­честии, вере, любви, терпении, кротости (1 Тим. 6,11). Будем мо­литься Царице Небесной и просить Ее помочь нам сделаться храмом живущего в нас Духа Бо­жия.

Подготовил протоиерей Александр БУТРИН
Иллюстрация Паоло Веронезе «Поклонение волхвов»

 

 

Обсудить тему

Введите символы с картинки*