Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Яндекс.Погода

среда, 27 октября

ясно+4 °C

Сейчас в эфире

Радио

«Тебе исходную провозглашающее…»

27 авг. 2020 г., 9:36

Просмотры: 604


Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13.14).

«КТО ТЕБЯ НЕ УБЛАЖИТ?»

Святая Церковь непрестанно воспевает Пресвятую Богородицу, принося Ей ежедневное моление и благодарение. Православные христиане любят Её и благоговеют перед величием Божией Матери. Почему же так велика и важна для нас Царица Небесная? Святые отцы Церкви и богословы открывают нам, что ангелы Божии и святые участвуют в деле нашего спасения внешним образом – содействуют этому делу своими молитвами. А Богородица входит в дело нашего спасения образом внутренним, так как Она дала плоть Сыну Божьему из Своей пречистой утробы.

Великое значение для нас Божией Матери становится более ощутимым для того, кто помнит, что без вочеловечения Господь не мог бы спасти нас от смерти и даровать нам вечную блаженную жизнь.

По толкованию святых отцов Промысла Божьего о спасении человека Богу необходимо было, во-первых, привить человеческую бренную природу к бессмертному Божеству, что и произошло через воплощение Господа, а во-вторых, Богу необходимо было уже после Его воплощения и смерти умертвить в человеческой природе саму смерть, что и осуществилось через воскресение Христа.

Так, по откровению святителя Афанасия Александрийского, явствует необходимость воплощения Сына Божия для нашего спасения и, следовательно, великое значение в этом деле Пречистой Девы Марии.

Кроме того, по учению Спасителя, без причащения Его Тела и Крови мы не можем спастись – погибнем навеки (см. Ин. 6, 53-54). «Откуда же, спрашивает святитель Феофан Затворник, - это Тело и эта Кровь Христовы, которые мы вкушаем в величайшем Таинстве Евхаристии? – Из той же утробы, - отвечает он, - Пречистой Девы Марии».

Таким образом, Пресвятая Дева участвовала в деле спасения человека при воплощении Спасителя, так продолжает Она участвовать в этом деле через Таинство Святого Причащения, в котором подаются нам Тело и Кровь Христа, взятые из той же пречистой Её утробы.

И, если так велико значение Пресвятой Богородицы в деле нашего Спасения, то как же велико Её молитвенное дерзновение перед Её Сыном, Господом нашим Иисусом Христом? Оно несравненно превосходит молитвенное дерзновение всех ангелов и святых.

Поэтому будем с непостыдным упованием молить Пречистую Деву Марию, как самую великую и несравненную нашу Заступницу, от избавления нас от всяких бед и напастей, а наиболее всего о спасении душ наших.

 

ЦВЕТЫ ДЛЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В тихий августовский вечер приходят в православные храмы те, кто помнит, кто дорожит воспоминаниями, свято сохраняемыми народом Божьим. Как и две тысячи лет назад, собираются верующие у гроба Пречистой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В храме царит тишина, не нарушаемая житейским попечением, звучит только неспешное церковное пение. Дрожат и мерцают язычки горящих свечей, их огоньки отражаются в стеклах алтарных икон. В голубых и синих ризах выходят к Плащанице священнослужители. Дьякон держит в руках красивую кадильницу, из которой тянутся струи душистого ладана. Священнослужители постоянно совершают каждение перед Плащаницей, символизирующей смертный одр Пречистой Девы Марии. Плащаница Божьей Матери – это особая икона. На Успение она выносится во всех православных храмах, и, по чудесному Божьему промыслу, каждая из них – не просто символ, но истинный одр Пресвятой Богородицы. Православные христиане не только верят, но и реально ощущают это сокровенной глубиной своей души.

Очень часто Плащаницу для праздника Успения создают руки храмовых тружениц. Нередко живописное изображение усопшей Царицы Небесной выполнено красками. Иконописное изображение расположено в тканом вышитом обрамлении. По тёмно-лазурному высокому бархату серебряной нитью вышиты слова тропаря праздника Успения: «В Рождестве девство сохранила, в Успении мира не оставила, Богородица. Преставилась к жизни, Матерь истинной жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши». Вязь церковно-славянского текста дополняется цветочным орнаментом. Снежный цвет лилий, вышитых натуральным речным жемчугом и белым бисером, в бутонах и основаниях цветов переходит в нежно-розовый. Цветы, как и текст, идут по периметру Плащаницы. Силуэты и цвета лилий так красивы, что трудно оторвать от них взгляд. Белая лилия – символ непорочной чистоты Пресвятой Богородицы. По углам Плащаницы – изображения шестикрылых ангелов – серафимов. Их крылья заслуживают отдельных слов: они объемны, одни из них динамично накрывают другие. Шитье уверенное, высокое, плотное. Крылья серафимов «горят» серебром. Гамму серебристо-бело-розовых переливов гармонично дополняют насыщенные золотые цвета нимбов серафимов. Тяжёлые, ниспадающие вниз кисти по углам Плащаницы – серебряные и золотые.

 

ФИМИАМ БЛАГОВОНИЙ

Грустно, но одновременно возвышенно и оптимистично поднимаются под своды православного храма слова надгробных песнопений и стихов. Фимиам благовоний и молитв возносится от одра Пречистой Девы Марии, окружённого множеством нежных лилий и роз, вверх и растворяется под куполом, в небесной высоте. Надгробное пение в честь воспоминаемого события делится на три части: строки 17 кафизмы Псалтири чередуются с особыми стихами в честь Успения Богородицы. Как и накануне Светлого Христова Воскресения, при чине погребения Иисуса Христа, в храме царит предпасхальная уверенность торжества Жизни над смертью. Строки стихов в честь Успения Пречистой говорят о том, что Божья Матерь вкусила смерть, но недолго была в её плену. Апостолы Христовы, войдя (по просьбе опоздавшего к погребению святого апостола Фомы) на третий день в пещерную гробницу, нашли её опустевшей. Вскоре воскресшая Богоматерь явилась к ним Сама, подарив великую радость. А чуть ранее, когда ученики Христовы видели Её, Матерь их Бога и Учителя, лежащую во гробе «просту и бездыханну», то, конечно же, удивлялись и горевали.

Но вот погребальная песнь окончена; начинается чтение канона; христиане, как и две тысячи лет назад, прощаются с Пресвятой Богородицей, зная, что Она всегда с нами. Никто не спешит, не толкает ближних, не впадает в греховный ажиотаж, который может родиться от мысли о возможности не успеть... Люди благоговейно преклоняют колени пред Заступницей рода христианского. Тянется к Царице Небесной много детей.

Звучит светилен праздника. В нём слова, исшедшие из уст Пресвятой Богородицы перед Её тихой кончиной. Она обращается к апостолам, которые от всех концов мира, оставив на время евангельскую проповедь, собрались в Иерусалим. Богородица просит совершить погребение Её тела в Гефсиманийском саду. Затем, обращаясь к Иисусу Христу, Пречистая говорит: «И Ты, Сыне и Боже Мой, прими дух Мой».

После троекратного умилительного пения хором светильна праздника начинает совершаться само погребение. Хор благоговейно и чисто выводит: «Тебе исходную провозглашающе...» Начинается крестный ход. Священнослужители поднимают Плащаницу Божией Матери. Возглавляющий богослужение служитель алтаря Господня идёт под Плащаницей, держа на голове Евангелие. Крестный ход выходит из церкви на улицу в воспоминание первого погребального шествия.

Благодать разливается вокруг храма, окружённого нежной, бело-розовой цветочной мозаикой флоксов, источающих пряный аромат.

 

СВЕТЕ ТИХИЙ

Только что прошел дождь, омывший деревья и здания. Небо тоже плакало от расставания людей с их Матерью. Дождь был недолгим, он закончился, и лишь с крыши храма ещё падают его большие капли. На тёмном асфальте выложена яркая дорожка из живых цветов. Траурная процессия нескончаема. В этот вечерний час уже нет солнца, но вот, когда шествие с Плащаницей Божьей Матери, обойдя храм, приблизилось к входу в церковь, дневное светило послало свой тихий, но яркий вечерний луч – «Свете Тихий, Святыя славы...» В дверях храма священнослужители остановились, подняв Плащаницу, и верующие проходят под ней, испрашивая у Пречистой Богородицы не оставлять их без Её всесильного покровительства.

И вот, среди свинцовой серости облаков, обложивших все небо, на горизонте появляется большое «окно», наполненное розовым светом вечернего солнца. Этот дальний таинственный просвет у края земли, окаймленный причудливыми облаками, похож на горний Иерусалим, с башнями, стенами и мостами. Невольно подумалось: «Может быть, этот необыкновенно красивый «город» хоть чем-то похож на тот небесный град, который выстроил Господь для всех любящих и поклоняющихся Ему?»

Первой в тот горний, блистающий и светлый небесный Иерусалим войдет Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа, чье Успение мы ежегодно так торжественно празднуем в наших православных храмах.

Протоиерей Александр Бутрин

Обсудить тему

Введите символы с картинки*