Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Яндекс.Погода

среда, 27 октября

ясно+4 °C

Сейчас в эфире

Радио

Пророк с мечом в руке

30 июля 2020 г., 16:04

Просмотры: 2259


В ближайшее воскресенье, 2 августа, Православная Церковь празднует память святого пророка Божьего Илии.

лукас кранах.jpg
Лукас Кранах Младший. Пророк Илия и жрецы Ваала. 1545. Дрезденская картинная галерея

 

Сегодня трудно в России найти епархию, в которой не было бы ни одного храма или хотя бы храмового придела, освященного в честь самого почитаемого ветхозаветного святого. Но в то же время не многие знают, почему именно Илию Бог выбрал вместе с пророком Моисеем для встречи с Христом на горе Преображения.

 

КУЛЬТ ВААЛА

Кем же он был, святой пророк Илия, живший в Израильском царстве почти три тысячи лет назад, в IX веке до Рождества Христова? И что это было за время?

Согласно библейскому повествованию пророческое служение Илии пришлось на один из самых трудных периодов истории Израильского царства – на эпоху правления злочестивого царя Ахава из династии Омридов. При этой династии в веровании евреев уживались вера в Бога Авраама, освободившего их от египетского рабства и даровавшего им «землю, текущую молоком и медом», и вера в Ваала, хананейского бога дождя. Со временем культ Ваала стал государственным культом Израильского царства. Хананеи, коренные жители Палестины, убеждали пришельцев-израильтян, что у этой земли есть свой «хозяин», которого зовут Ваал (имя Ваал так и переводится – «хозяин»). Под этим влиянием евреи стали забывать истинного Бога, все более почитая Ваала, увязая в хананейских языческих традициях и обычаях. Они стали, по выражению пророка Илии, «хромать на оба колена» (3 Цар. 18, 21). Преследуя политические цели и желая положить конец двоеверию, Ахав под влиянием своей жены сидонской принцессы Иезавели решил сделать ваализм государственной религией, а истинное богопочитание окончательно искоренить.

Царские воины повсюду разыскивали и убивали пророков Господних. С особой настойчивостью, по приказу Ахава и Иезавели, они преследовали пророка Илию, стремясь схватить его и умертвить. Пророк вынужден был спасать свою жизнь в труднодоступных пустынных и горных местах царства и даже за его пределами.

В самом имени пророка уже звучит его проповедь: говорящее имя Элияху (Илия) означает «Бог (есть) Господь». И своим именем, и своими проповедями, и своими делами Илия отстаивал истину о том, что не Ваал, а Господь, Чье имя на письме обозначается священной тетрограммой (YHWH), является Хозяином и Господином всего мира. Духовная борьба с ваализмом, которую вел пророк, была чрезвычайно трудной. Поощряемая царской властью хананейская «духовность» очень глубоко пустила свои корни в народное сознание израильтян, трансформировала их религиозные представления. Это было неправильным и опасным для будущего всего человечества. Видя, что почти не осталось в Израиле тех, кто не преклонил бы колен перед Ваалом, ощущая безнадежность борьбы за чистоту веры в условиях господствующего государственного ваализма, Илия пережил глубокий духовный кризис. Он взмолился к Господу, прося Его о смерти: «Довольно уже, Господи; возьми мою душу, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19, 4). Из пропасти отчаяния пророка извлек Сам Господь. Повелев Своему служителю идти на Хорив (Синай) и открывшись ему там, где когда-то открылся Моисею, Господь укрепил Своего пророка. И борьба Илии за то, чтобы вернуть израильский народ от служения Ваалу к служению Господу, продолжилась.

 

ВЫЗОВ ЯЗЫЧЕСТВУ

Описание пророческого служения Илии содержится в так называемом цикле Илии – прекрасной повести, охватывающей главы Третьей и Четвертой книг Царств. В этих главах пророк бросает вызов ваализму, вызывает его на смертельный бой. Борьба пророка Илии с мерзкой хананейско-финикийской религией описывается колоритно и увлекательно.

В народных хананейских представлениях Ваал был не только богом дождя, но и хозяином жизни и смерти. Ведь дождь на Ближнем Востоке – это жизнь; нет дождя – нет урожая, а значит – голодная смерть. Разрушая в народном сознании эти представления о Ваале, Илия спасает от голодной смерти сарептскую вдовицу, а затем воскрешает ее сына, тем самым наглядно показывая, что не их Ваал, а его Господь, Которому он служит, действительно является Богом, Всемогущим Господином над жизнью и смертью.

Но самой горькой для почитателей Ваала стала духовная победа Господа и Его пророка, одержанная не на земле, а на небе. По слову Илии небо затворилось на три с половиной года, и по его же молитве оно разверзлось вновь. Тем самым всему Израилю было показано, что не Ваал «отверзает катаракты облаков», а Господь, Бог Илии. Ваал не слышал молитв своих пророков, а молитва Илии была услышана Богом – с неба «ниспал огнь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (3 Цар. 18, 38). А затем небо затянулось грозными тучами и начался долгожданный ливень (3 Цар. 18, 45) – и всему народу стало очевидно: Господь, а не Ваал распоряжается и дождями.

Рассказ о противостоянии Илии пророкам Ваала содержит еще один интересный эпизод. В ознаменование духовной победы над Ваалом Илия, охваченный религиозным восторгом, собственноручно закалывает 450 пророков Вааловых у потока Киссон (3 Цар. 18, 40). Восторг, радость пророка и его ревность о Господе Саваофе (3 Цар. 19, 10) выражаются в столь необычном и шокирующем для современных читателей Библии действии.

Пророк Илия почитается не только на православной Руси, его чтут христиане Ближнего Востока. Особенно в Ливане, где очень много храмов, построенных в его честь. Самым распространенным живописным сюжетом в росписях этих храмов и на иконах, их украшающих, является вовсе не тот, к которому мы привыкли в русской иконописи (возношение Илии на небо на огненной колеснице), а библейский рассказ об истреблении пророков Вааловых. Илия на этих иконах закалывает и отрубает головы нечестивым пророкам, фактическим служителям дьявола. В одной руке у него меч, а другая рука простерта ввысь с поднятым вверх указательным пальцем – бессловесная, но столь красноречивая проповедь единобожия.

Имя Элиас (так произносится имя Элияху у арабов) – одно из самых распространенных среди христиан на всем Ближнем Востоке.

 

ОТ ИЛИИ К ИОАННУ

С деятельности пророка Илии в Израиле начинается мощное пророческое движение. Ученик и преемник Илии Елисей создает «пророческие школы» – жившие общинами объединения «сынов пророческих». Ни от Илии, ни от Елисея, ни от «сынов пророческих» до нас не дошло ни единой строки: ранняя пророческая проповедь была устной. Первые письменные пророческие тексты появляются лишь во второй половине VIII века до Рождества Христова – в Северном царстве. Это книги пророков Амоса и Осии. С этих двух небольших текстов начинается письменная пророческая традиция, которая достигнет своего максимального развития в Иудее. Книги Амоса и Осии вместе с рассказами о пророках Илии и Елисее будут принесены в Иерусалим – и там, во граде Давида, из этой искры, воспользуемся выражением А.И. Одоевского, возгорится мощное пророческое пламя. Многочисленные последователи славных и смелых пророков – иудейские пророки будут, как сказал бы А.С. Пушкин, Божиим «глаголом жечь сердца людей», сначала под сенью Иерусалимского храма и на улицах Святого града, затем – в плену, «на реках Вавилонских», и вновь – в отстроенном в персидскую эпоху Иерусалиме.

В Книге пророка Малахии, в самом ее конце, содержатся очень важные слова, представляющие собой прямую речь Бога: «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот Я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 4–6). Этими удивительными и загадочными словами завершается не только Книга Малахии, но и весь раздел пророческих книг Библии. Пророчество на несколько веков умолкает. Следующим пророком Священной истории будет уже святой Иоанн Креститель. Суровый образ его жизни, обличительная проповедь, призыв к покаянию заставили многих его современников спросить: не Илия ли это, не исполнились ли слова Малахии? «Если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти» (Мф. 11, 14; Мф. 17, 12; Мк. 9, 13), – прямо ответит Христос на эти вопросы об Иоанне. Предшествовавший Христу в духе и силе Илии (Лк. 1, 17) Иоанн был вестником Господним (Мал. 3, 1) и своим служением подготовил народ к принятию проповеди Спасителя, обратив «сердца отцов к детям и сердца детей к отцам».

Подготовил протоиерей Александр БУТРИН
Использована проповедь игумена Арсения (Соколова), представителя Русской Церкви при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске, доктора богословия

 

Обсудить тему

Введите символы с картинки*