Карта стоек

Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Балашиха. Новости.

Яндекс.Погода

понедельник, 17 декабря

пасмурно-13 °C

Онлайн трансляция

Школьники изучают архив генерал-майора Льва Корзуна

10 мая 2018 г., 16:15

Просмотры: 340


Учащиеся 6 класса школы № 26 Эмиль Рустамов и Камилла Рустамова под руководством учителя истории и обществознания Маргариты Александровны Барсуковой работали над проектом «Ожившие страницы фронтового дневника: разбираем личный архив участника Великой Отечественной войны Льва Игнатьевича Корзуна.

Прежде чем начать исследование фронтового дневника нашего земляка из Салтыковки, Эмиль и Камилла детально изучили его биографию, начиная с детского возраста и до настоящего времени.

Ребята начали свою работу в ноябре 2017 года и занимаются архивами Льва Игнатьевича до сих пор. Можно сказать, что данная работа вносит определенный вклад в научно-исследовательскую деятельность Историко-краеведческого музея Балашихи. Недавно ребята приняли участие в муниципальной научно-практической конференции исследовательских и проектных работ учащихся «ПОТЕНЦИАЛ – 2018» и заняли второе место.

***

В Историко-краеведческом музее Балашихи хранится личный архив участника Великой Отечественной войны, генерал-майора, кандидата военных наук, писателя, члена Союза журналистов, нашего славного земляка Льва Игнатьевича Корзуна, о чем мы узнали во время музейной экскурсии. Размышления непосредственных участников войны, выраженные в письменной форме, позволяют дополнить имеющиеся знания о Великой Отечественной войне, и нам захотелось прикоснуться к страницам «великой истории».

Первоначально мы изучили биографию Льва Игнатьевича. Он родился 30 марта 1935 года в Салтыковке (ныне входящей в Балашиху) в доме № 6 по Ново-Прудовой улице. Отец – Игнатий Павлович – работал землеустроителем, мать – Софья Филипповна – домашняя хозяйка. В семье было три сына. Старший брат Валентин Игнатьевич стал гидрологом, кандидатом географических наук, лауреатом Государственной премии СССР и международной премии ЮНЕСКО, возглавлял Гидрометеорологическую службу СССР. Его именем был назван научно-исследовательский корабль на Белом море.

В 1941-1942 учебном году Лев Корзун учился в 10 «Б» классе Салтыковской средней школы, которая недавно отпраздновала свой 80-летний юбилей.

В своем школьном дневнике он писал: «16 октября 1941 года в трагический день паники в Москве, стихийной эвакуации, массового закрытия промышленных предприятий, госучреждений и учебных заведений, прекратились занятия и в Салтыковской средней школе. Но уже через 10 дней – 25-26 октября – занятия в школе были возобновлены. Из двух десятых классов приходили всего 10-12 человек… Многие учащиеся привлекались на трудовой фронт. Но постепенно занятия и жизнь в школе входили в нормальную колею, хотя было и очень холодно, и очень голодно».

В июне 1942 года Лев окончил школу и решил добровольно идти в армию, не достигнув совершеннолетия. В райвоенкомате ему отказали, но он смог через ЦК ВЛКСМ добиться направления на учебу в Московское Краснознаменное пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР, которое окончил 30 марта 1943 года, в день своего 18-летия, после чего его отправили в действующую армию Центрального фронта на Курскую дугу. Там он был назначен заместителем командира роты по строевой части, позднее – командиром роты 1285-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии 65-й армии.

Весной-летом 1943 года дивизия занимала оборону в самом центре Курского выступа напротив г. Севска, затем участвовала в его штурме. Во время наступления Лев Игнатьевич был ранен разрывной пулей в бедро, после чего 7 месяцев пролежал в госпитале. Впоследствии он окончил высшие разведывательные курсы, командовал разведывательной ротой.

На войне Лев Корзун начинал служить со звания лейтенанта, а после войны дослужился до звания генерал-майора. С отличием окончив Военную академию бронетанковых войск и получив ученую степень кандидата военных наук, Лев Игнатьевич Корзун в мирное время занимал пост начальника отдела военно-научного управления Генерального штаба Вооруженных сил СССР. Лев Игнатьевич учился на заочном отделении факультета журналистики МГУ, был принят в члены Союза журналистов СССР, работал заместителем главного редактора «Военно-исторического журнала». За долгую научную и литературную деятельность опубликовал более 120 научных работ, 2 документальные повести, несколько рассказов, значительное количество очерков, публицистических статей и рецензий.

Он награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, Знаком Почета и 30 советскими, российскими и иностранными медалями. А нашей наградой за труд стало чаепитие с Героем из чашек, подаренных ему президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Жизнь Льва Игнатьевича полна разнообразными победами и достижениями в различных областях: военной, научной, литературной. Ему сейчас 92 года, у него большая дружная образованная семья с детьми, внуками и правнуками. Мы гордимся нашим с ним знакомством и равняемся на него!

Лев Игнатьевич, как и все бойцы на фронте, очень скучал по родным, по дому, поэтому на всех страницах дневника чувствуется беспокойство за маму, продиктованное искренним чувством любви и нежности к близким. Фронтовой дневник – это откровения человека, находившегося в сложной ситуации ожидания или непосредственного контакта с противником. Эти страхи, надежды прослеживаются через тесную внутреннюю связь с малой родиной, домом, мамой.

8 декабря 1942 года он писал в дневнике: «Как я люблю Москву и Салтыковку! Когда смотришь на белую от снега Москву в утренних сумерках, сердце сжимается от любви к ней. А вчера я шел по затемненной Салтыковке, смотрел на столь близкие и знакомые места и вспоминал недалекое прошлое, когда мы с Олегом учились в школе, спорили, мечтали о будущем. Как недавно это было, и как далеко то стало. А всему причиной война, проклятая война. Надо быстрее уничтожать немецкую армию».

В дневнике поражает бесстрашное отношение 18-летнего парня, назначенного командиром роты, к боевым действиям, хотя речь идет об одном из самых кровопролитных сражений – Курской битве. Он описывает их не как чрезвычайные обстоятельства, а как обычную работу.

В записях от 26 августа 1943 года мы находим строки: «Наконец пришел наш час. Немногим больше часа осталось до штурма города. Перед наступлением будет артподготовка 45 минут и в 9:00 вперед. Наконец пришло то, к чему так готовились, чего так ждали. На душе спокойно, вроде все готово. Это будет мой первый бой, но его я выдержу с честью. Сегодня боевое крещение. Жив буду, надолго запомню этот день. Мне сегодня кажется, что я останусь жив…Началась артподготовка. Вперед на Севск... Артподготовка была замечательная. Классно действовали «Катюши»… После артподготовки начали бомбить наши самолеты передний край и глубину обороны противника. Участвовало несколько сот самолетов. Затем были прорваны передняя линия обороны севернее Севска, и Севск обойден с северо-запада. Наш батальон был во втором эшелоне, но, несмотря на это, мои хлопцы двух немецких офицеров, прятавшихся в бурьяне, уничтожили и одного взяли в плен».

Таким образом, анализ такого источника, как фронтовой дневник, позволяет увидеть не только внешнюю сторону поведения людей на войне, но и понять их внутреннее развитие в условиях боевой обстановки. В дневнике Льва Игнатьевича Корзуна хорошо прослеживается процесс становления личности в условиях экстремальной ситуации, когда за подвигом стоит не страх или честолюбие, а тяжелая работа, где есть место любви, дружбе, творчеству.

14.png

1.jpg

Эмиль РУСТАМОВ,

Камилла РУСТАМОВА, учащиеся школы юного журналиста «Детский лепет» при Балашихинском Информагентстве