Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Яндекс.Погода

среда, 28 июля

ясно+18 °C

Сейчас в эфире

Радио

«Музыка и полет». Интервью гимназистов из Балашихи

14 апр. 2021 г., 16:12

Просмотры: 122


Сложность – понятие относительное, как в музыке, так и в полете, и для каждого она своя. Так одинаково рассуждают две шестиклассницы гимназии № 1 имени Героя РФ Алексея Баландина, несмотря на непохожесть выбранных ими увлечений. Причем обе, несмотря на свой юный возраст, относятся к своим занятиям как к большой работе. Об этом читайте в интервью юнкоровцев-гимназистов.

Екатерина СТЕПАНОВА победами в конкурсах подтверждает и без того очевидное мастерство владения инструментом. Фортепиано и рояль. В музыкальную школу привели родители, теперь ДШИ № 1 имени Свиридова воспринимается ею как дом, где много друзей и хороших педагогов.

– Катя, сколько лет ты обучаешься в школе искусств?

– Пять лет. Начала учебу в детской духовой школе, продолжила в школе Свиридова. Вместе с моей учительницей Ией Александровной Шакиной ездим на конкурсы, концерты, мастер-классы. Несколько лет назад были в Суздале. Это была первая разлука с домом, учитель меня поддерживала, не давала грустить, возила по разным интересным местам. Нужно заниматься и инструментом, и сольфеджио, и ходить на хор. Сольфеджио – это азы. Без хора также никуда, он развивает слух.

Как часто в твоей голове слышится мелодия?

– Я придумываю в голове свою музыку. Бывает, слышу где-то начало и продумываю до конца дня. Завтра это может быть новая музыка. Передать словами сложно, ее можно сыграть или напеть, но для этого нужен хороший слух. Музыка рождается через вдохновение. Кто-то присутствует в зале, идет домой и решает сыграть, другие же начинают слушать. Пока же в основном я являюсь распространителем музыки, я играю.

Вспомни участие в конкурсах. С какого возраста они начались?

– Начались с 9-ти лет. Особенно волнительно, когда перед тобой доигрывают последний номер. Понимаешь, что тебе сейчас выходить и играть перед огромным залом. К конкурсам привела учительница. Вначале было страшно, меня возили на легкие конкурсы, для того чтобы начать. Я занимала первые места. Потом стали возить на более серьезные конкурсы, где с каждым разом было все сложнее и сложнее. Сильные конкурсанты, требования, когда нужно играть много произведений подряд, это большой стресс, нужно собраться перед этим. Сейчас я стремлюсь к более сложным конкурсам, моя цель выступить на конкурсе Чайковского, но пока туда рано, он для взрослых. И хочу выступить с оркестром. Я переживаю за конкурсантов. Много с кем познакомилась за это время, мы друг друга поддерживаем, с некоторыми дружим.

– А чем конкурсы отличаются от концертов?

– Концерт – это более сложная вещь, приходят послушать тебя и других, если ошибешься, это могут заметить, запомнить. Когда выступаешь на конкурсе, в ошибке нет ничего страшного, главное не останавливаться, продолжать играть. Любое произведение можно сыграть без ошибок. Нужно меньше волноваться. Чтобы успокоиться, я дышу, вспоминаю что-то хорошее, больше репетирую дома. Преподаватель в это время поддерживает за кулисами.

photo_2021-04-12_18-03-28 (2).jpg

В чем разница между исполнителями? Как можно по-разному сыграть одно и то же произведение?

– У всех свой стиль игры. Все играют так, как чувствуют. Также некоторые слышат исполнение на улице, в ютубе, и начинают играть так же, повторяя. Педагог работает над техникой. Может подсказать что-то в интонации произведения. Он отвечает на многие вопросы, проставляет аппликатуру, какими пальцами играть, это очень важно. В каждом произведении есть интонация. Везде нужно как-то двигаться к концу, где-то играть громче, где-то тише, где-то более взволновано, где-то спокойнее. Для того чтобы играть взволнованно, нужно в голове внутри прочувствовать какую-то картину, возможно грустную, неспокойную, и пытаться передать эти чувства в музыке, зрителям. Важно вдохновение, думаю, что это чувство, которое помогает играть, подсказывает как что делать. Конечно испытываешь волнение, когда приходишь на конкурс, размышляешь о зрителях, что они подумают. Но начинаешь играть, и все мысли только о произведении.

Что значит сыграть поверхностно?

– В каждом произведении есть глубина. Поверхностно, значит просто сыграть и уйти. Быстро, четко, не от души.

Какие композиторы играются легко, какие осваиваются со временем?

– Кому-то легко играть Чайковского, но сложно Баха. Кому-то наоборот. В детской школе искусств имени Свиридова сложна техника, но я стараюсь. Есть композиторы, которых сложно играть. Сначала они играются спокойно, потом резко набирается темп. Нужно очень быстро перебирать пальцами. Техника исполнения – вещь, которую сложно наработать. Для этого нужно играть разные этюды, порой сидеть без перерыва три часа, в принципе, работать. Главное – захотеть. В запасе должно быть много разных произведений по характеру, по виду.

Чем ты живешь? Что для тебя важно помимо семьи?

– Музыка. Человек состоит из музыки, любви. Из музыки на 50% и на 50% из любви. О профессии пока не думаю. Но благодаря музыке у меня есть мечта: хочу попасть в Артек. Стараюсь участвовать в конкурсах и копить грамоты, для того чтобы туда поехать.

photo_2021-04-12_18-03-29.jpg

Покорять воздух – значит не только строить ветряные мельницы и энергетические станции. Танец в воздухе – управление собой, собственным телом, собственными мыслями. Полина НАУМОВА рассказала о том, как ей удается подчинить себе небольшое, но мало кому послушное пространство аэротрубы.

– Полина, когда ты начала заниматься этим видом спорта и что он значит для тебя?

Увлеклась три года назад, мне было девять лет, получила в подарок сертификат на полет в аэротрубе, попробовала и понравилось. Для меня это уже не увлечение, а профессиональный вид спорта. Называется он аэротрубная дисциплина парашютного спорта. Это большая работа. Обязательная программа длится лишь 30-45 секунд, произвольная 1-1,5 минуты.

– Нужны ли конкретные навыки для аэротрубы? Какова безопасность? Страшно ли?

– Многие приходят попробовать как вид развлечения. Их называют «перворазами», что значит в первый раз. Спортсмены занимаются основательно, готовятся к соревнованиям. Для безопасности надевают шлем от ударов, которые случаются часто. Беруши, чтобы не оглохнуть в трубе. В первый раз мне не было страшно, попался хороший тренер.

– В чем заключается суть спорта? Какие ограничения?

– Назначение дисциплины – подготовка к прыжкам с парашютом. Многие тренируются для развития. Этот вид спорта появился достаточно недавно. Хотели его включить в олимпийские игры в 2024 году, но, к сожалению, не включили. Возрастные категории применяются в соревнованиях: дети – от 5 до 11 лет, с 12 до 18 – юниоры, с 18 лет – старшие.

Прыгала ли ты с парашютом?

– Мне пока рано. Прыжки с парашютом разрешены с 14 лет. Можно прыгать с инструктором, а в дальнейшем уже и самим и оттачивать свои навыки в полете.

– Тяжело ли совмещать с учебой? 

– Тренируюсь один раз в неделю 30 минут. В каникулы чаще. Также перед соревнованиями необходимо тренироваться 3-4 раза в неделю. Бывает усталость, но надо просто собраться с мыслями и шагнуть в эту трубу.

– Что самое сложное? Как вы развиваете координацию? Какова максимальная высота, на которую ты взлетала?

– Новые элементы тяжелы, когда делаешь их впервые. Есть элементы, когда может закружиться голова и ты всегда должен ориентироваться в этой трубе, держать себя в руках.

У нас много труб. Я начинала во «Фризоне», потом тренировалась в аэродинамической трубе, сейчас занимаюсь в трубе с названием «Вакуум». У всех труб различается диаметр. Самая большая труба на территории нашей страны – это труба в Чечне диаметром 5 метров, я долетала почти до самого верха. Сложность для каждого разная. Для меня сложны бесконечные брейкеры и, наверное, двойной винт.

Насколько важна высота?  

– На соревнованиях при выполнении элементов далеко улетать не разрешается, лучше не подниматься слишком высоко и не заходить за грани стекла – иначе тебя просто не будет видно.

Каковы ощущения?

– Всегда по-разному. Если долго делаешь связки, иногда может закружиться голова. Если это сложный элемент, конечно, можешь выбиться из сил, потому что надо держать себя в этом полете. В трубе нельзя без напряжения – тебя может развернуть. Новые элементы – это всегда тяжело, что-то тренер не показывает, и ты должен воспринять это на слух. Также есть кукла, на которой все показывается. Когда спортсмен в трубе, он не слышит, и тогда тренер показывает движения. Например, если надо выпрямить ноги, разогнет два пальца. Чаще такой жест показывают «перворазам».

Травмы случаются?

– Вначале я не ударялась о стекло и не падала. Рядом стоял инструктор, который поддержит, поможет. В дальнейшем травмы были, этого не избежать, они у всех есть. Спортсмены врезались головой, теряли сознание, лопалось стекло. На наших глазах человек вышел из трубы и потерял сознание. Если инструктор в трубе, он поймает тебя в полете. Мой инструктор уже стоит за стеклом. Так что я могу и коленкой врезаться, синяк получить, ногу повредить. Это работа. Ты не можешь отвлекаться, смеяться, ты должен себя держать, все мышцы напряжены. Любую минуту тебя может просто вынести в стекло, ты можешь врезаться и улететь куда-нибудь.

– Расскажи, как работаешь с воздушным потоком?

– Есть привычные элементы. А если делаешь новый элемент, надо быть собранным, и это всегда волнительно. Есть элементы, когда ты продавливаешь поток, надо удержаться на нем и при этом продавить, чтобы ровно встать. А в некоторые моменты поток, наоборот, тебе помогает.

А как устроена аэротруба?

– Воздух в трубу нагнетается с улицы. В современных трубах устанавливаются четыре двигателя. Дышать в трубе достаточно легко, но иногда просят открыть створки, чтоб поступал холодный воздух с улицы. Летом внутри очень жарко. Скорость потока регулируется под свой вес. Есть такое понятие – полетные транзиты, когда, к примеру, лежишь на животе и надо перевернуться на спину. Сделать это можно через ноги, через голову, как удобней. Полет в аэротрубе – это свободный полет, но все-таки ограничен стенками так называемого стакана. Если скорость потока меньше, спортсмен должен сделать так, чтобы не касаться сетки пола, а лететь еще выше. А если скорость высокая, нужно продавить поток, чтобы не улететь высоко.

photo_2021-04-12_18-03-30.jpg

Полина увлекается также воздушной гимнастикой на специальных полотнах, вырабатывает гибкость, растяжку. А когда адреналина недостаточно, садится на квадроцикл. Один композитор написал музыку для ее полета, получилось очень красиво. Чемпионка России по аэротрубному спорту (2019 г.), Полина Наумова старается быть еще и отличницей. Из любимых предметов – не только физкультура, но и математика, русский язык и музыка. У Екатерины Степановой, обладательницы ряда дипломов, призовых мест в музыке, среди любимых предметов также математика, а еще Катя любит литературу, с удовольствием разучивает стихотворения и пишет сочинения.

Заканчивается учебный год. Обе девочки провели его каждая по-своему, но с неизменной преданностью своему делу и любовью к родной гимназии.

Назар НУРДЖАНОВ, ученик 5 класса,

Ксения СИТНИКОВА, ученица 9 класса,

Валерий ГВОЗДЕВ, ученик 10 класса,

Надия НУРДЖАНОВа, заведующая библиотекой,

Мария СЕМИКОВА, учитель ОБЖ гимназии № 1 имени Героя РФ Алексея Баландина

Фото из личных архивов Полины НАУМОВОЙ и Екатерины СТЕПАНОВОЙ

 

Обсудить тему

Введите символы с картинки*