Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Балашиха. Новости.

Яндекс.Погода

вторник, 24 октября

дождь со снегом-2 °C

Онлайн трансляция

Ключи истории

06 мая 2015 г., 12:38

Просмотры: 85


«История – это не просто наука, история – это неотъемлемая часть жизни. Не может быть настоящего, не может быть будущего без прошлого. А история занимается прошлым, и очень часто из того, как мы трактуем историю, из того, как мы её понимаем, какие мы акценты делаем, вырастает то, что мы называем национальным самосознанием. На нынешнем этапе развития России консолидированное национальное самосознание является непременным условием формирования солидарного общества».

«История – это не просто наука, история – это неотъемлемая часть жизни. Не может быть настоящего, не может быть будущего без прошлого. А история занимается прошлым, и очень часто из того, как мы трактуем историю, из того, как мы её понимаем, какие мы акценты делаем, вырастает то, что мы называем национальным самосознанием. На нынешнем этапе развития России консолидированное национальное самосознание является непременным условием формирования солидарного общества».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Мы всегда будем помнить героическую эпопею Великой Отечественной войны. Праздник Великой Победы, 70-летний юбилей этого важного исторического события побуждает нас к духовному его осмыслению. Каждый раз, когда приближается 9 Мая, у нашего народа возникает особое настроение. В этот день людей переполняют одновременно самые разные чувства: и гордость, и, конечно, скорбь о погибших. Возникает и множество вопросов, на которые, наверное, мы всегда будем искать ответы, ведь это действительно была величайшая эпопея в русской истории, и сколько бы ни прошло времени, слава героев тех времен никогда не померкнет! Вечная память защитникам Отечества, низкий поклон за жертвенный подвиг, глубочайшее уважение ветеранам!

Суть тех событий, историю Великой Отечественной, да и в целом историю Россию, историю мира нельзя рассматривать вне духовного, вероисповедального аспекта. Именно такой подход с точки зрения Церкви даёт нам ключи к пониманию последней, невиданной дотоле войны и её исхода.

Россия никогда не выступала как агрессор, как захватчик чужих земель. Она – всегда освободитель. Все крупные войны, которые обрушивались на нашу страну, в которых России приходилось принимать участие, были инициированы извне. Нет сомнений: суть каждой такой агрессии заключалась в стремлении уничтожить на земле оплот православия. Эту задачу враг рода человеческого – диавол – пытался и пытается решить, используя разные государства, разные демонические личности. И в XX веке за всю историю нашей православной страны она столкнулась с ситуацией, когда у сатаны появилась реальная возможность решить эту задачу не только агрессией из-за рубежа России, но и в её собственных пределах.

Вот почему с начала этой страшной войны, меньше чем за месяц фашисты подошли к Смоленску и почти сразу взяли большую часть города. В древнем православном городе на тот момент действовала одна кладбищенская церковь! Последний смоленский архиерей был расстрелян в 1937 году. В знаменитом Успенском соборе Смоленска находился атеистический музей, с портретами Ленина и Маркса на иконостасе. Слугам сатаны была дана возможность притронуться к величайшей сакральной ценности православной Руси – Смоленской иконе Божией Матери! После отступления фашистов из Смоленска святыня исчезла.

Существует ли взаимосвязь между этими событиями: между тем, что наши войска отступили к Смоленску, и тем, в каком состоянии был древний русский город? Связь здесь самая прямая.

…Вера в сказку и мифологизирование прошлого – беда на все времена. Двадцатый век, отстоящий от нас недалеко, получил свою истинную оценку лишь из уст Святой Церкви. К сожалению, ясного понимания причин и последствий страшных социальных, религиозных и политических потрясений прошлого века нет ещё у многих наших соотечественников. Но вот этот факт никто никогда не оспаривает: пришедшие к власти в России безбожники уничтожали то святое, что являлось исконным достоянием нашего народа – Церковь, святыни. Часто приходится слышать: «Всё было хорошо, вот не надо было им Церковь трогать!» Но ведь именно борьба с Богом, отвержение Его бытия, уничтожение Церкви как оплота богопочитания и является главным ключевым пунктом веры тех, кто захватил власть в России в начале XX века. Да, большевики предложили нашему народу новую религию. И, надо сказать, предложили не без серьёзных предпосылок к этому…

Святитель Тихон Московский смотрел на происходящие в России революционные потрясения XX века как на пламя очистительного огня, через которое Господь повёл Русскую Церковь, а значит и страну. Удивительны контрасты истории: с эпохи Петра I 200 лет Русская Православная Церковь жила без Патриарха, и возвращение к его избранию шло абсолютно параллельно со взятием власти в стране большевиками. Последние после смерти святителя Тихона вновь оставили патриаршую кафедру опустевшей… Но война вернула власти к этому вопросу.

Главная проблема большевиков и тех, кто пошёл за ними, заключалась в том, что они жили с идеологией, построенной не на реальном знании человеческой психологии, человеческой души, а на каких-то фантазиях, нереальных идеях. Они вообразили, что можно разрушить Церковь и при этом сохранить у людей патриотический дух. Но как это возможно?! Естественно, что при такой античеловеческой, антинародной политике страна была обескровлена и не способна к сопротивлению в той войне.

Страна вступила в войну крайне ослабленной. Миллионы людей находились в лагерях, миллионы были расстреляны и уничтожены. Армия была обескровлена, вся её верхушка – репрессирована. Это чудо Божие, что фашизм был низвергнут и побеждён. Но победа над фашизмом тогда была одержана ценой колоссальных человеческих потерь и благодаря подвигу прежде всего нашего народа.

Важным моментом войны была битва за Москву, потому что Москва являлась и является для людей святыней. Невозможно было в той ситуации сдать город, как это сделал великий Кутузов во время Отечественной войны 1812 года.

В период Второй мировой войны была уже другая страна и другая Москва. И речь, действительно, шла о выживании целой страны. Народ, несмотря на неоднозначную нравственную ситуацию, начал сплачиваться для защиты своих святынь, для защиты своих городов. Немаловажную роль при этом сыграло и постепенное изменение политики властей по отношению к Церкви. Советское правительство всегда знало, что Церковь обладает тем потенциалом, который можно использовать для поднятия боевого духа народа, и обратилось к нему.

Об изменении идеологии советских властей в этот период нужно сказать особо, и об открытии православных храмов в частности. Можно предположить, что эту идею подсказали большевикам агрессоры. Они стали открывать храмы на оккупированных территориях. То есть это был ключевой момент. Такими действиями оккупанты как бы показывали – вот, ваши власти храмы закрывали и уничтожали, а мы пришли и изменили эту ситуацию. К службе в открытых фашистами храмах привлекали наших священников. О нравственном выборе священнослужителей в такой тяжёлой ситуации хорошо рассказано в фильме Владимира Хотиненко «Поп». С одной стороны, служить в таком храме было равносильно предательству, а с другой – открывалась реальная возможность помогать людям, находящимся в связи с двойным гнётом в очень тяжёлом положении.

В сентябре 1943 года в Кремле состоялась историческая встреча Сталина с иерархами нашей Церкви, после которой советскими властями было дозволено избрать Патриарха, открыть духовные школы и были решены многие юридические вопросы, не решавшиеся годами. Это не был акт покаяния власти после тех гонений, которые обрушились на Церковь: спустя короткое время эти гонения продолжились.

Не надо забывать и о том, что резкое изменение политики государства в отношении Церкви было связано с перспективой открытия второго фронта в Европе. Сталин хотел показать англичанам и американцам некое цивилизованное лицо Советского Союза. И здесь всплыл вопрос о Церкви, потому что известно, что англичане в Советский Союз направили делегацию, в составе которой был архиепископ Йоркский. Нужно было создать видимость религиозной свободы в СССР, и для того, чтобы произвести положительное впечатление на англикан, вспомнили, что у нас тоже есть Церковь и её глава, Патриарший Местоблюститель, которому был запрещён въезд в Москву. Его срочно вызвали, и после кремлёвской встречи Сталина с митрополитами было разрешено созвать Собор и избрать Патриарха, причём в кратчайшие сроки. В результате иностранцам было представлено, что Церковь в Советском Союзе имеет не просто свободу, но и привилегированное положение.

Конечно же, по-своему это был очень циничный акт, но для Церкви он имел огромное значение, потому что с этого момента кровавые и масштабные гонения были приостановлены или, скажем, уменьшились. Период после 1943 года и вплоть до смерти Сталина был относительно благополучным в жизни Церкви, хотя она и продолжала жить в стеснённых условиях.

Материал подготовил протоиерей Александр БУТРИН