Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Балашиха. Новости.

Яндекс.Погода

воскресенье, 17 декабря

пасмурно+3 °C

Онлайн трансляция

Город на Неве

16 июня 2016 г., 14:38

Просмотры: 189


Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия…

Александр Пушкин

Всё активнее в нашей стране развивается внутренний туризм. Сегодня мы предлагаем провести один день с нашим корреспондентом в Северной столице России: посетить два небольших литературных музея, прогуляться по городу.

Во второй крупнейший город России, основанный в устье Невы Петром I в 1703 году, я впервые попала ещё школьницей, в начале 70-х. Тогда, в советское время, город назывался Ленинград, и для меня первым делом ассоциировался с блокадой Ленинграда 1941–1944 годов. А ещё – был городом, где закончил свои дни первый мой любимый поэт Сергей Есенин. Но по мере интенсивного знакомства с Санкт-Петербургом (особенно в студенческие годы), с его архитектурой, музеями и, конечно, с горожанами, у меня создалось ощущение, что этот город – живой организм! В нём есть свой аршин, свой ритм, своя мысль, наконец… От этих импульсов и начались мои «свои маршруты» по Санкт-Петербургу.

Поэтам посвящается

Начну с первого памятника Сергею Есенину в Санкт-Петербурге, раз уже заговорила о своём первом поэте. Установлен к столетию со дня рождения «последнего поэта деревни», осенью 1995 года, в Таврическом саду: относительно недалеко от Московского вокзала, вполне можно пройти пешком. Эта работа скульптора Альберта Чаркина представляет «позднего» Есенина – рязанского парнишку, превратившегося в городе в настоящего денди. Белый карельский мрамор придаёт масштабной фигуре лёгкость, а образу – светлую грусть. Большая лужайка перед скульптурой напоминает просторы средней полосы России. Кажется, что вот-вот сорвётся поэт с места, скинет пиджак, растреплет тщательно уложенную причёску и взлетит мощным голосом над этим парком, городом… над страной:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

Сама грация!

Санкт-Петербург, хоть и не Стамбул, но тоже – город контрастов. Поэтому стилевого разнообразия и в архитектуре, и в скульптуре хватает. От Таврического сада перехожу Потёмкинскую улицу, и оказываюсь у дома №3/41. Известно, что этот стильное (необарокко) шестиэтажное здание возвели как доходный дом в 1907 году (хотя на флюгере значится 1906 год). Угол дома, хорошо видный от Таврического дворца и из Таврического сада, венчает, словно висящая в воздухе, башня-эркер, под которой установлена скульптурная группа «Три грации» (намёк на существовавший когда-то на этом месте дом свиданий?). В римской мифологии грации – это юные богини, состоящие в свите Венеры – богини садов, красоты и любви. Не так давно фигуры очистили от позднейших поновлений, и глазу предстала одухотворённая красота этих вечно юных прелестниц. К слову, античный поэт Гесиод приводит их имена: Аглая, Евфросина и Талия. Ничего не напоминают? За двадцать веков мало что изменилось.

Скульпторы шутят

А я уже устремляюсь к главному проспекту города – Невскому, к неподражаемым скульптурам Петра Карловича Клодта на Аничковом мосту: даже если на сутки приезжаю в Северную столицу – обязательно погуляю здесь немного. Но прежде заглянем в Сапёрный переулок, где парадный вход дома №13 стерегут остроумно решённые образы приземистых мускулистых атлантов в звериных шкурах. Их ещё называют «атланты-варвары». Дом построен в 1880-1881 годах архитектором П.П.Дейнека, который постарался нагнать на зрителей первобытного страха, добавив в декор здания фриз из драконьих голов, маски львов и кошек… Но почему-то всё равно… весело.

 «Люди и кони» или «Кони и люди»?

Перекусив в одной из кафешек (их в центре города – уйма), оказываюсь, наконец, на каменном Аничковом мосту, перекинутом через Фонтанку ещё в 1785 году. Ощущение ликования захлёстывает каждый раз, едва завижу хотя бы одну из четырёх бронзовых групп «Укротителей коней», окончательно установленных гениальным Клодтом 165 лет назад. Думаю, что именно этот комплекс, где показаны разные этапы покорения человеком сильного, своенравного и… думающего животного (читай: природы), может стать метафорой Года экологии в России. Ведь, по Клодту, природа, в конце концов, признаёт право человека на первенство, а человек – своё право на заботу о ней…

Всегда, прежде чем уйти, обязательно подхожу к памятной табличке на повреждённом гранитном постаменте одной из скульптур. Незатянувшаяся рана блокадного Ленинграда… Склоняю голову.

Николаю. Анне. Льву

Но вернёмся к поэтам, прославившим не только Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград, но и русскую литературу. Совсем рядом, по адресу: набережная реки Фонтанки, 34, находится музей Анны Ахматовой. А ровно десять лет назад (точнее, 5 марта 2006 года) перед музеем, в саду возле Фонтанного дома (бывшего дворца Шереметевых), состоялось открытие памятника автору поэмы «Реквием». Скульптор – питерец Вячеслав Бухаев. Строчка Ахматовой «Тень моя на стенах твоих» воплощена в прямом (в виде гравировки) и переносном смысле: изображение фигуры поэтессы в виде геммы передаёт неразрывную – спекшуюся в горниле эпохи – связь с городом.

Не хочется уходить, но… Но в продолжение темы я уже подхожу к мемориальной доске на доме №1/15 по улице Коломенской (добралась на метро и ещё немного пешком), где последние годы жизни жил и работал сын поэтов Серебряного века – Николая Гумилёва и Анны Ахматовой – Лев Гумилёв (1912–1992 гг.). Лев Николаевич, несмотря на полную лишений и испытаний жизнь, смог оставить заметный след в науке, многие годы посвятил изучению истории, в частности, степных народов. Доктор исторических и географических наук, основоположник пассионарной теории этногенеза. Мемориальная доска Л.Гумилёву на этом доме, где ныне располагается его музей-квартира, установлена в октябре 1997 года. Несмотря на небольшие размеры – это настоящий памятник, выполненный скульптором Ахнафом Зиякаевым и архитектором Владимиром Кошаевым с глубоким пониманием миссии учёного. Точный психологический портрет Гумилёва выполнен в бронзе, справа выпиленное в камне изображение стилизованных песочных часов, в нижней половине которых – рельеф скачущего по степи всадника… Какой из двух музеев – или оба – посетить, – решать вам.

Путеводные

А вечером, по заранее заказанному через Интернет билету, отправляюсь скоротать вечерок в арт-кафе, которое и в наши дни овеяно славой поэтов Серебряного века – «Подвал бродячей собаки» (площадь Искусств, 5). Очень рада, что в последний раз попала на программу, посвящённую двум мегазвёздам русской литературы ХХ века: Анне Ахматовой и Марине Цветаевой.

«Гори, звезда моя, не падай», – заклинал судьбу в одном из своих стихотворений Сергей Есенин, входящий в плеяду поэтов Серебряного века. А мне на склоне этого дня, насыщенного впечатлениями, подумалось: а разве путеводные звёзды падают?

Виктория ЯНШИНА