Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Балашиха. Новости.

Яндекс.Погода

среда, 22 ноября

пасмурно-1 °C

Онлайн трансляция

С аутизмом на «ты»

24 окт. 2017 г., 10:32

Просмотры: 1812


Как научить ребенка-аутиста саморегуляции и общению? Как родителю мотивировать ребенка? Как родителям и детям увидеть и услышать друг друга? Двухдневный обучающий семинар для родителей детей с аутизмом и специалистов, работающих с ними, прошел впервые в Балашихе. Организация бесплатного семинара стала возможна благодаря поддержке гранта президента РФ, полученного Московским областным общественным учреждением инвалидов и семей с детьми-инвалидами «Мир для всех», директор Татьяна Маланина.

Специалисты говорят об эпидемии аутизма по всему миру. Приводят разные цифры: один аутист на одну тысячу человек; в других источниках упоминается уже 6 аутистов на тысячу. По официальным данным, в Балашихе 68 человек имеют диагноз «аутизм»; неофициально же – около 400. Буквально недавно появилась информация, что диагноз «детский аутизм» не будут снимать после достижения восемнадцатилетия.

Но теперь с проблемы акцент смещается на способы ее разрешения. Именно при помощи методики DIR/Floortime дети могут овладеть ключевыми способностями, например, вступлением в коммуникацию и реципрокность – взаимодействие общающихся в виде вопроса-ответа. Эта методика для тех родителей, которые хотят изменить свое взаимодействие с ребенком, но не знают, как это сделать. Немаловажен для родителей и другой фактор: этот метод не так дорог, как, например, АВА-терапия.

Индивидуальность и отношения

Эксперт и тренер DIR/Floortime и DIR-логопед высшего уровня, руководитель некоммерческой организации «Коррекционно-развивающий центр» Елена Гомозова – один из четырех специалистов по этой методике в России – обучает родителей целевой игре, учит наблюдать за ребенком и понимать его. Занятие проходит в диалоговой форме с аудиторией: просмотр видео американских специалистов и обсуждение особенностей взаимодействия ребенка и родителя на конкретном примере. Игра взрослого с ребенком понятна каждому, так что зачастую перевод с английского даже не требуется.

«Стенли Гринспен выделил девять ступеней: шесть из них в норме ребенок проходит до трех лет: саморегуляция поведения, влюбленность в мир и др. А 7, 8 и 9-я – то, на чем зиждется наше общество, общечеловеческие принципы: многопричинность и многофакторность мышления, возможность принять другую точку зрения – это наши ценности, – поясняет Елена Сергеевна, для которой метод DIR/Floortime стал философией. – Данный подход работает для выстраивания отношений и с особыми детьми, и с нормой. Для родителей важно понимать, что происходит с ребенком. Основная цель Floortime – научить этому родителей».

Создать службу ранней помощи

По направлению Floortime в «Мире для всех» сейчас работает только один специалист. На октябрьском семинаре у Елены Гомозовой – родители и специалисты в основном из Балашихи, а также из Москвы, Пензы, Перми. Для присутствующих это редкая возможность получить уникальные практические знания. На весну намечен следующий курс.

Как поясняет руководитель организации Татьяна Маланина, базовый курс по DIR/Floortime – лишь одно из направлений работы по президентскому гранту. Для специалистов, работающих с детьми с расстройством аутистического спектра, будут также организованы обучающие семинары в Москве – в «Нашем солнечном мире» и в Центре лечебной педагогики (ЦЛП).

«Важно для нашего города и для Московской области, что отдельной строкой в президентском гранте прописана организация родительской службы ранней помощи. Создание системы ранней помощи – это главная наша задача. За время президентского гранта мы должны создать и распечатать методическое пособие, из которого каждый родитель при любом подозрении на нарушение в развитии ребенка мог бы узнать, куда обратиться за помощью. Также мы организуем для детей с аутизмом бесплатные консультации нейропсихолога и остеопата, – рассказывает Татьяна Юрьевна, автор гранта. – И обязательно – поддержка работы родительского центра. Важно, когда родители собираются вместе, чтобы увидеть и понять, что ребенок с инвалидностью – это не стыдно, это не повод для того, чтобы впадать в уныние».

Наталья Авилочева, мама ребенка-аутиста, член Экспертного совета по специальному образованию при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке, в «Мире для всех» около полутора лет. Она говорит об уникальности центра: «В первую очередь мне здесь оказали моральную поддержку. Когда врачи сказали мне дословно о ребенке, который в 4 года не говорил вообще: «А сдайте-ка Вы его в интернат. Там специалисты его подтянут. Что Вы мучаетесь?» – это серьезный удар по психике. И моральная поддержка других очень важна. В центре смотришь на тех ребят, которым уже под сорок: они живут, имеют друзей, они счастливы. Также получила здесь очень сильную педагогическую поддержку. Мой ребенок не воспринимал информацию за столом, он не видел двухмерное изображение – картинки не подходят, ему нужно двигать муляжи, трехмерные фигуры. И игровая методика Floortime ему как раз подходит».

Те, кто в «Мире», живут насыщенной жизнью: совместные поездки и лагеря отдыха. Родители постоянно в поиске передовых методик. Все методики в центре – АВА, Монтессори и Томатис-терапия – работающие. Важное достижение балашихинской родительской организации – трудоустройство родителей детей-инвалидов с ментальными и физическими нарушениями. В перспективе на 4 гектарах земли в деревне Дятловке родители планируют построить свое поселение и реализовать программу по сопровождаемому проживанию и трудоустройству. Это следующий перспективный проект организации. Получается, что спектр тех, кого поддерживает «Мир для всех», – от нуля до бесконечности.

У DIR/Floortime есть положительный побочный эффект: работа над саморегуляцией и учет индивидуальных особенностей ребенка помогают изменить его поведение. Один из феноменов новой методики DIR/Floortime состоит в том, что она оказывает влияние не только на ребенка, но и на родителей, то есть на всю семью в целом. Влюбленность в мир, общение в удовольствие, инициирование собственных идей – всему этому может научиться каждый из нас, уверены DIR-терапевты. Ведь все мы способны на большее.

Справочно

DIR – от англ. Developmental – связанный с развитием, Individual-difference – индивидуальные различия, Relationship-based – основанный на отношениях. Одна из методик DIR называется Floortime – от англ. floor – пол, time – время; «целевая игра».

DIR/Floortime – система помощи детям с расстройствами аутистического спектра, разработанная профессором Стенли Гринспеном в удобной форме для использования родителями. Основные подходы представлены в книге Стенли Гринспена и Серены Уидер «На «ты» с аутизмом». Эта концепция предполагает учет актуального развития, его особенностей для создания приятных взаимоотношений.

Московское областное общественное учреждение инвалидов и семей с детьми-инвалидами «Мир для всех» (МООУ «Мир для всех») существует с 2006 года. Сейчас в организации состоит около 300 семей. В Балашихе работают два центра: детский центр находится на улице Флерова, д. 5/2; взрослый – в микрорайоне Салтыковка, на улице Островского, д. 30.

Мнение

Оксана Ковалева, мама пятиклассника:

– Если бы такую лекцию по Floortime услышала, когда ребенку поставили диагноз, то я могла бы вытянуть ребенка раньше, а не к пятому классу. Да, сейчас мой ребенок контактен и вербален, адекватен и социализирован – это усилия семьи, результат занятий и реабилитации. Перед тем как прийти сюда, я посмотрела весенний вебинар Елены Гомозовой о ступенях развития. Нам нужны навыки, как включать ребенка в общество. Здесь обучают, как в обычной обстановке подвести ребенка к их освоению.

Но это работает, когда есть система, служба ранней помощи, чтобы как можно раньше распознавать диагноз: не в три года, а в 10–15 месяцев. Когда родители сталкиваются с этой проблемой, нужны специалисты, которые подскажут апробированный другими путь и дадут четкие инструкции. Хотелось бы, чтобы была централизованная помощь специалистов в одном месте: логопед, дефектолог, психолог, ЛФК, необходим грамотный тьютор в школе.

Инна СЕРЕГИНА