Карта стоек

Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Балашиха. Новости.

Яндекс.Погода

четверг, 22 августа

ясно+25 °C

Онлайн трансляция

Учить не для экзаменов, а для жизни

09 июля 2019 г., 16:06

Просмотры: 5783


В сентябре учитель английского языка школы № 23 Балашихи Юлия Федорова будет участвовать в III туре конкурса «Педагог года Подмосковья» в номинации «Учитель года Подмосковья» – «Педагогический совет».

Юлия Федорова вошла в пятерку лучших учителей Московской области по результатам II тура областного конкурса «Педагог года Подмосковья» в номинации «Учитель года Подмосковья» – «Педагогический совет».

60 педагогов приняли участие в марафоне конкурсных испытаний, который проходил с 1 по 6 апреля на базе Губернского колледжа в Серпухове. Лауреатами стали гуманитарии: Юлия Владимировна Федорова, учитель английского языка из Балашихи, Павел Николаевич Сысуев, учитель начальных классов из Котельников, Евгений Сергеевич Кунавин, учитель русского языка и литературы из Ленинского муниципального района, Павел Павлович Реутов, учитель истории и обществознания из Одинцово, Илья Сергеевич Форисенков, учитель истории и обществознания из Коломенского городского округа.

– Юлия Владимировна, какие интересные педагогические технологии Вы показали в III туре конкурса «Педагог года Подмосковья»?

– Я представила семинар под названием «Сase-study». Кейс-метод – это современная американская технология, придуманная в Гарвардской бизнес-школе и пока мало известная в России. Это метод анализа конкретной ситуации, когда детям предлагается портфель с определенными заданиями, которые они должны обсудить и прийти к какому-то общему решению. Потом во время открытого урока на тему «Театр и кино» я показала работу этого метода на практике. Кейс – это достаточно необычно, и у коллег ко мне было много вопросов.

– Была ли конкуренция между вами?

– Была сильная конкуренция. В начале нас было 60, потом отобрали 15, затем осталась пятерка. Мы очень сдружились. Мне импонирует Павел Сысуев – молодой учитель начальных классов из Котельников. Оочень обаятельный и умный. За всю историю конкурса начальная школа впервые в том году представлена на региональном этапе. Очень приятно осознавать, что у нас есть такие учителя.

– Юлия Владимировна, расскажите, чем полезно именно для вас участие в конкурсе?

– Вернулась с целым портфелем новых методов и приемов, дидактических игр, которые хочу попробовать на уроках. Очень полезным были выступления победителей конкурса предыдущих лет. Мой кумир – Мария Евгеньевна Ахапкина, победительница конкурса 2015 года. Я смотрела ее мастер-классы в интернете. А тут оказалось, что она председатель жюри в моей группе. Мария Евгеньевна рассказывала, как себя вести в непредвиденной ситуации. Это шквал эмоций и колоссальный опыт. Я пережила весь спектр эмоций – от слез разочарования до сладости победы, выложилась на все сто и искренне верила в то, что делаю.

– Что-то изменилось после конкурса?

– Этот конкурс стал неким рубежом в жизни, после которого изменилось все. Изменилось отношение к профессии. Я и так безумно гордилась тем, что я учитель. Я сама из учительской династии. Начиная с конца XIX века мои предки были учителями – абсолютно в каждом поколении, даже семьями. Моя мама – учитель, ее сестра – учитель, бабушка была воспитателем в детском саду, прадед и его жена – учителя. Никто не сомневался, что я тоже стану учителем. Это была дорога, предначертанная судьбой. И когда на конкурсе я увидела столько талантливейших педагогов, мне стало приятно за свою профессию.

– Знаю, что Вы успели выучить пять языков – английский, французский, китайский, турецкий и армянский…

– У меня два высших образования – педагогическое и лингвистическое. Мой отец военнослужащий, мы много переезжали по союзным республикам. Когда мне было 8 лет, мы переехали в Ереван. Нас поселили в общежитие, где жили только армяне. И ровно через неделю я заговорила на армянском языке. Родители были в шоке. Именно тогда я почувствовала способность к языкам. Это какое-то лингвистическое чутье. Я ставила эксперимент: за три месяца могу выучить европейский язык и говорить свободно. Например, в планах на это лето – выучить итальянский. Это вполне реально, потому что на 70 % его вокабуляр совпадает с французским, который я знаю.

– Расскажите, какой системы обучения Вы придерживаетесь?

– Меня интересует финская система образования. Сейчас модной является сингапурская система, но она мне не близка. В ближайшие годы хотелось бы поучиться заграницей. Финны говорят так: «Можно учить детей для экзаменов, а можно – для жизни». Это мотивационная система: дети учатся не на балл, а для того, чтобы знать. Они достигают результата, выполняя проект, совместно или индивидуально. Все как во взрослой жизни. Например, в нашей школе 10 класс с углубленным изучением языка, 9 часов в неделю. Сильные дети, почти все собираются поступать в лингвистические вузы. Я веду у них курс, которого нет в программе, – страноведение. На этом предмете у нас проектное обучение, и весь год ребята соревнуются по группам. Здесь и история, и география, и литература – все на английском языке.

– Поделитесь секретом скорого изучения языка…

– Важный момент – это память. С учениками мы постоянно ее развиваем. Например, на первом уроке учим три слова, а к концу учебного года ребята могут выучить более 80 слов за полчаса. В детстве я поняла, что у меня хорошая память, когда с трех прочтений запомнила число Пи до 31 знака, и сейчас его помню. С одного прочтения я запоминаю 50 слов. Детям говорю: «Мозг – это мышца. Нужно ее просто прокачать и тренировать». Другой момент – это желание. Также важно слушать язык. Я пытаюсь создать естественную среду: весь урок – на английском языке, мы слушаем песни в исполнении носителей языка, читаем книги на английском. Мое мнение: иностранный язык должен быть в школе с первого класса, и дети должны воспринимать его на слух. Хочу написать учебник для начальных классов. У меня уже есть материал.

– На чем бы Вы сделали акценты в своем учебнике?

– Я бы создала другую систему обучения чтению. В современных учебниках мало внимания уделяют транскрипции и учат детей читать от буквы, а нужно – от звука. В моем учебнике с 1 по 4 класс будет определенная сюжетная линия с реальными русскими детьми-героями, с элементами волшебства. Мне кажется, для детей английский язык – действительно, волшебство, и хочется это ощущение пронести до 11 класса. Из 30 ребят, которые перешли сейчас в 11 класс, 29 сдавали ОГЭ в 9 классе по выбору, и средний балл получился 4,75. Это высокий результат по городу. 7 человек хотят быть педагогами английского. Приятно, когда видишь прогресс своих детей.

– Вы используете технологию «перевернутый класс». Поясните, как это работает?

– Это метод пропедевтики, когда меняются ролями учитель и ученик. По сути, ребята учат друг друга. Например, многие старшеклассники помогают младшим в объяснении материала. Это работает, потому что когда ты объясняешь кому-то, тогда понимаешь сам, так как английский язык надо «щупать».

– Что значит «пощупать язык»?

– Английский язык материален. Когда вела мастер-класс «Мастерская звуков», к каждому звуку подобрала картинка на память. Например, к звуку [h] было изображение снежинки. Я говорила: «Этот звук, больше похож на выдох, когда холодно, мы греем руки в мороз – просто почувствуйте его –[h]». Когда кроме зрительной ассоциации подключаются телесные ощущения, звук становится ощущаем физически и легко запоминается. Так здорово было работать на конкурсе: взрослые люди такие звуковые волны пускали по залу. До 14 лет вообще можно научить разговаривать без акцента.

– А свое произношение Вы как оцениваете?

– Я училась в Америке, и мне иногда говорят, что у меня канадский акцент. Детям показываю разные диалекты – шотландский, северно-ирландский, американский, гарвардский, могу говорить на британском.

– Вы могли бы работать переводчиком, бывать в других странах…

– Я уходила из школы на два года, работала в МосГУ со студентами, и поняла, что это не мое – нет такого личностного общения. Переводила Байрона. Но если я переводчик, то выполняю механическую работу. А в школе чувствую себя режиссером.

– У Вас есть ученики, у которых такое же природное слышание и чувствование языка, как и у Вас?

– Да, у меня много талантливых учеников. Например, 11-классник Алекс Сардарян. Он очень хотел перейти ко мне в лингвистический класс, и сам все лето занимался. Алекс говорит: «Вы – мой мотиватор». Этой весной он среди 150 школьников занял второе место в бизнес-игре, проводимой на деловом английском языке преподавателями Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

– По словам директора школы, Натальи Жокиной, Ваш успех в том, что Вы сумели достичь единства с собой и с теми, кто рядом, Вы умеете быть в балансе. Как Вам это удается?

–Это тот случай, когда хобби, цель жизни и место работы – все совпало. И я не хотела бы ничего менять. Мне хорошо в школе. Я и сама очень люблю учиться. За все 18 лет я ни разу не брала больничный. Считаю себя строгим учителем. Могу научить и сделать так, чтобы ученик захотел учиться. Для меня школа – модель жизни.

DSC_5101.JPG

DSC_5045.JPG

DSC_5073.JPG

DSC_5128.JPG

Инна СЕРЕГИНА

Фото Ирины ЗУБАРЕВОЙ