Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Яндекс.Погода

четверг, 9 апреля

пасмурно+15 °C

Сейчас в эфире

Радио

Госпитальная школа в Московском областном онкологическом диспансере: ребенок = класс

04 февр. 2020 г., 14:33

Просмотры: 2694


Балашихинская школа № 22 (директор Анна Юрьевна Егорова) реализует уникальный проект «УчимЗнаем» и обучают детей с онкозаболеваниями. Школьная площадка в Московском областном онкологическом диспансере – это пока единственный в Подмосковье пример взаимодействия двух сфер – образования и медицины. Наш разговор с молодым тьютором – учителем математики и информатики школы № 22 Дарьей ПЛАТОНОВОЙ.

ИНФОРМАЦИОННО:

Школа № 22 города Балашихи является тринадцатой региональной площадкой всероссийского проекта «УчимЗнаем», направленного на создание полноценной образовательной среды для длительно болеющих детей, находящихся в стационарах медицинских учреждений. Руководитель проекта – доктор педагогических наук Сергей Шариков. Этот проект получил поддержку Министерства образования и Министерства здравоохранения Московской области, администрации Балашихи, главного врача Московского областного онкологического диспансера Владимира Асташова. Оснащение учебного процесса осуществляется средствами благотворительного фонда «Исток» под руководством Екатерины Багдасаровой.

photo_2020-02-04_14-27-59.jpg

– Дарья Андреевна, расскажите об участии в проекте «УчимЗнаем».

– В проекте я с самого начала, с сентября 2017 года. За два с половиной года у нас обучилось уже 170 детей. На данный момент обучается 41 ребенок из разных уголков Подмосковья. Работают 18 педагогов, у каждого свой уникальный творческий подход. Уроки проходят в оборудованном классе. Проводятся занятия и в больничных палатах.

– Одновременно вы обучаете и в обычной школе, и в госпитальной. Есть ли отличия в работе?

– В госпитальной школе моя цель – помочь детям эмоционально даже больше, чем по предмету, потому что через положительные эмоции легче отвлечься от своих проблем, выйти из круга, когда все, даже родственники, спрашивают об одном: «Как ты себя чувствуешь?» Нужно отвлечь ребенка от болезни и переключить на обучение. Детям нужно верить в будущее. Могу с уверенностью сказать, что этим детям необходимо чувствовать себя полноценными. Когда мы начинали проект, старалась их опекать. А потом сам ребенок мне сказал: «Я что, больной какой-то, чем-то отличаюсь от других? Учите меня, как всех». Они так же, как в обычной школе, делают домашние задания – конечно, в меру своих возможностей. У нас есть и «обычные» для школы праздники: Первое сентября, последний звонок.

– Расскажите, как происходит обучение? Ведь многие дети ограничены в движении и лежат под капельницей.

– Да, зачастую дети не могут писать, потому что подключены к системе и лежат в кровати. У нас были дети с ослабленным слухом и зрением. На помощь приходят компьютерные технологии, интерактивные и игровые методики. Например, при помощи танца изучаем функции. Как это? Вы знаете, что функции имеют зрительный образ? И на уроке алгебры под музыку дети танцуют, показывают рукой, как будет изменяться график, если мы его будем преобразовывать. Присутствующие на занятии родители тоже танцуют вместе с нами. В конце прошлого года нам подарили «Яндекс.Станцию», ее активно осваивают ребята, которые не могут писать. Дети смотрят мультфильмы, играют, слушают лекции. Важно создать для ребенка ситуацию успеха.

– Расскажите, какие образовательные технологии хорошо работают в госпитальной школе?

– В последнее время меня заинтересовала Scrum-технология, по которой обучение строится блоками, что достаточно удобно для использования в госпитальной школе. Дети самостоятельно планируют свою работу по блокам, выбирают ключевые понятия, решают типовые задачи, затем самостоятельно выполняют контроль того, что сделано. Это позволяет им видеть свою работу со стороны и подходить к ней творчески. На уроках информатики эта технология помогает структурировать и укрупнять информацию, быстрее двигаться по темам. Удивительно, что постепенно дети начинают оценивать работу свою и других так, как это есть на самом деле. Это учит взаимодействию в группе, развивает умение объяснять и слышать друг друга. Сейчас главная цель – научить ребенка учиться, ориентироваться в потоке информации. Общение – это спасение для таких детей, общение отвлекает от проблем.

– При таких ограниченных временных ресурсах учителя и ограниченных физических возможностях здоровья ученика как сделать так, чтобы ребенок, находящийся на лечении, сдал ГИА?

– Я использую технологию П.М. Эрдниева по укрупнению дидактических единиц и даю информацию блоками за несколько классов. К примеру, при подготовке к ОГЭ мы рассматриваем не конкретное уравнение, а говорим про все типы уравнений, которые должны изучить с 7-го по 9-й класс. Дело в том, что дети приезжают с абсолютно разным уровнем знаний, кто-то отстает по причине болезни, а кто-то, наоборот, обладает углубленными знаниями по предмету. Технология Эрдниева позволяет устанавливать максимально возможное количество логических связей в изучаемом предмете. Применяю опорные конспекты В.Ф. Шаталова. Технология Виктора Федоровича способствует запоминанию материала на уроке. Так систематизируем знания, устраняем пробелы. Строим индивидуальный маршрут по достижению цели. Конечно, это возможно только на индивидуальном занятии.

– Получается, что через обучение в онкодиспансере вы создаете свой творческий подход.

– Да, я начала учиться в аспирантуре, чтобы погрузиться в эту новую тему. Готового знания нет, многое требует доработки, но это меня очень увлекло.

Госпитальной педагогикой в основном занимаются за рубежом. Замечательно, что сейчас и у нас в стране уделяется внимание этому вопросу. Выражаю благодарность педагогам флагманской площадки проекта «УчимЗнаем» в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева. Сейчас я нахожусь на стадии научного поиска. Мне хочется выстроить свою систему.

– Дарья Андреевна, тяжело ли вам работать с онкобольными детьми?

– Вначале было, конечно, тяжело. Со временем адаптируешься и понимаешь, что это временно, что за болезнью следует выздоровление, и моя задача на этом этапе – поддержать ребенка.

Дети, которые выписались в 2017–2018 годах, звонят мне на праздники, поздравляют, говорят спасибо, спрашивают совета. И наша работа компенсируется великой благодарностью от детей и родителей.

ИНФОРМАЦИОННО

1 февраля 2020 года сотрудники госпитальной школы были отмечены уже второй национальной премией «Мы будем жить!» за реализацию проекта «Радуга возможностей» в онкодиспансере за добросовестный труд, чуткое и внимательное отношение к детям, высокий профессионализм, самоотверженность и преданность любимому делу. 4 октября прошлого года в Государственном Кремлевском дворце Дарье Платоновой вручена грамота Министерства просвещения Российской Федерации за творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах.

Инна СЕРЕГИНА
Фото из личного архива Дарьи Платоновой