Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Яндекс.Погода

воскресенье, 18 апреля

ясно+8 °C

Сейчас в эфире

Радио

Музыка русских усадеб

03 февр. 2021 г., 16:32

Просмотры: 2177


Без всяких преувеличений звучащей можно назвать книгу заслуженного работника культуры РФ, кандидата педагогических наук Марины Черновой «Русское вокальное искусство «золотого века» дворянской усадьбы». Музыка, написанная талантливыми, но мало упоминаемыми русскими композиторами XVIII века, с ее страниц буквально сошла на сцену большого зала Детской школы искусств имени Г. В. Свиридова, где прошла презентация этого замечательного издания.

От Москвы до Вены

Погрузиться в атмосферу века просвещения зрителям помогли солисты и творческие коллективы ДШИ и ДДМШ Балашихи. Прозвучали произведения Федора Дубянского, Осипа Козловского, Степана Давыдова, Евгения Фомина, Михаила Соколовского, Василия Пашкевича, Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского. 

– Вокальное искусство XVIII века формировало национальные традиции, которые нашли свое наибольшее выражение в вокальном методе Федора Ивановича Глинки, поэтому мы представили очень красивый номер из оперы «Руслан и Людмила». Это – ария Людмилы из 4-го действия «Ах ты доля долюшка». А закончили мы совершенно сногсшибательным вокальным дуэтом «Лучина-лучинушка» нашего почти земляка Данила Кашина. Он родился, вырос и получил образование в Гребневе, которое находится на территории соседнего Щелкова, – рассказала Марина Чернова.

DSC_3364 (2) (2).JPG

Профессиональная деятельность Марины Анатольевны в разные периоды была связана с музыковедением, хоровой и духовой музыкой. Но особенно ее увлекло вокальное искусство. За этим последовал пятилетний марафон музыкальных проектов: «Музыкальная культура дворянской усадьбы XVIII века», «Слияние звука и слова», «В оперу с детства», «Театр и музыка». Тогда и случилось музыкальное турне по подмосковным усадьбам.

– В ходе этих поездок собирался материал. Если романсы и песни XVIII века еще печатаются мизерными тиражами, то оперное искусство этого периода фактически не представлено нотными изданиями. Например, клавир оперы Пашкевича «Несчастье от кареты» в рукописном варианте пришлось искать буквально во всех московских и петербургских театрах и даже в Вене. Эти поиски требовали большой настойчивости и веры в то, что результат стоит того, – продолжила рассказ Марина Чернова.

Так, по кирпичику, складывалась будущая книга. И когда накопленные знания, нотный материал, сценарии, написанные для проектов, собрались воедино, встал вопрос об издании их под одной обложкой.

 

«Русская усадьба – явление особое»

Скажем сразу, что эта книга – не монография и не учебное пособие. На ее страницах автор сердцем прожил тот век, когда старинные усадьбы достигли своего расцвета, вместе с их обитателями.  Когда в усадьбах содержались хоры, оперные труппы, настоящие большие оркестры. 

«Русская усадьба – явление особое, в котором соединились многие черты русского характера, русского менталитета. Это широта и свободолюбие, размах и желание быть «не хуже других», но одновременно это и уединенность, тонкость и ранимость души, желание скрыть себя и своих домашних от любопытных глаз…»

DSC_3514 (2).JPG

Цитировать книгу можно бесконечно. Помимо того, что это «панорама золотого века русской музыкальной культуры и искусства XVIII века», по меткому замечанию доцента Российской академии музыки имени Гнесиных В.М. Келле, в ней можно почерпнуть многое из жизни «дворянских гнезд», о чем мы до сих пор знали до обидного мало. Например, о внелитературной деятельности одного из наиболее ярких представителей этой эпохи Гавриила Романовича Державина. Будучи первым наместником Олонецкого края, «старик Державин» проехал 2 тысячи километров, вникая в местные особенности и стремясь наладить губернскую жизнь в соответствии с государственным поручением. Читается как захватывающее повествование.

DSC_3434 (2).JPG

Говоря о подготовке издания, нельзя не назвать имя соавтора проектов «Музыкальная культура дворянской усадьбы XVIII века» и других К. А. Гириной и оказавшей большую помощь в редактировании, компьютерной верстке и дизайне книги, снабженной иллюстративным рядом и нотным приложением, А. Ф. Орловой

 

DSC_3388 (2).JPG

– Уже сегодня книга попала в библиотеки ведущих музыкальных ВУЗов страны: Российской академии музыки имени Гнесиных, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Музыкального института имени Шнитке, а также Московского государственного института культуры. Передана в нотные библиотеки школ искусств, музеи и библиотечные системы имени Тютчева и Андрея Белого, – дополнила свой рассказ Марина Чернова. 

 

КОММЕНТАРИИ

 

Светлана Шарцева, начальник управления культуры администрации Балашихи:

 

– Материалы, использованные в книге, привязаны, в том числе, к нашему городскому округу. И это просто замечательно! Это будет отличным подспорьем для изучения учениками детских школ искусств музыкальной культуры и поводом еще раз заявить о нашем городе как о большом культурном центре.

Ксения Гирина, заведующая отделением «Музыкальный театр», преподаватель академического вокала ДШИ № 1 им. Г. В. Свиридова:

 

– Многие годы в Балашихе проходили культурно-просветительские проекты, автором которых была Марина Анатольевна. Одним из первых был проект «Мир дворянской усадьбы», с которого и началось наше изучение восемнадцатого века. Большой пласт музыки, поэзии золотого века дворянской усадьбы был поднят. Надеюсь, что культура восемнадцатого века будет и дальше изучаться, а музыка не только звучать в профессиональных коллективах, но и исполняться учащимися школ искусств.

Анна Орлова, дизайнер-верстальщик книги:

 

– Знакомство с музыкальной культурой прошлых столетий в рамках таких проектов, как «Музыкальная культура дворянской усадьбы XVIII века», «Слияние звука и слова», помогло в процессе компьютерной верстки и дизайнерского оформления книги «Русское вокальное искусство «золотого века» дворянской усадьбы».

 

Сергей ПАНОВ
Фото Ирины ЗУБАРЕВОЙ

 

Обсудить тему

Введите символы с картинки*