Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Сейчас в эфире

Радио

Картины военного лётчика-снайпера представили в Балашихе

25 марта 2020 г., 15:21

Просмотры: 2045


В некогда Доме офицеров Войск ПВО, а ныне культурно-досуговом центре микрорайона Заря прошла художественная выставка, на которой были представлены пятьдесят полотен. Выставка юбилейная – десятая по счёту. Мало того, юбилейная она вдвойне: автор выставляемых на всех этих вернисажах картин полковник в отставке Электрон Евглевский недавно отметил 90-летие.

В авиации противовоздушной обороны Электрон Миронович – личность известная: военный лётчик-снайпер, удостоенный в мирное время двух боевых орденов – Красного Знамени и Красной Звезды.

В 1950-е годы в нашу сторону из Европы то и дело стало заносить так называемые АДА – автоматические дрейфующие аэростаты с подвешенной к ним самой совершенной разведывательной радио- и фотоаппаратурой. Первая встреча с непрошенными гостями закончилась, выражаясь спортивным языком, не в нашу пользу. В Прибалтийском военном округе восемь первоклассных лётчиков на МиГ-17, к сожалению, не форсажных, поочерёдно заходивших на залетевший к ним шар, расстреляли по полному боекомплекту. Но безрезультатно.

Вышло так, что натовские шары-шпионы заняли особую страницу в лётной биографии Электрона Мироновича, летавшем, в отличие от прибалтийцев, на форсажном перехватчике МиГ-17пф, который имел значительные преимущества перед просто «семнадцатым». А главное, ещё до первой встречи с аэростатом-шпионом капитан Евглевский сумел докопаться до причины неудачи коллег, которая, на его взгляд, заключалась в неверном выборе точки прицеливания: снаряды в силу тяжести проходили под целью.

Благо, что встреча не замедлила себя ждать.

…Лётчик вывел самолёт для атаки. Работая ручкой, поставил ромб прицела шару-нарушителю не в центр – как, наверное, поступали прибалтийцы, – а на самую вершину его. В итоге вся трасса вошла в цель, прострочив её сверху вниз. Оболочка вспыхнула, и гигантский факел стал резко падать.

…Не успел Евглевский приземлиться, как его сразу же вызвали к телефону:

– Москва.

На том конце провода находился командующий авиацией ПВО дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации (впоследствии маршал авиации) Евгений Савицкий. Выслушав лётчика, командующий сообщил, что уже отдал распоряжение о, как тогда говорили, распространении передового опыта капитана Евглевского, а штаб авиации ПВО оперативно готовит директиву с изложением методики борьбы с шарами-шпионами.

Буквально через день после разговора с командующим Евглевский сбивает по собственной методике второй АДА.

…На лацкане парадного пиджака Электрон Миронович носит фирменный «туполевский» значок. А на юбилейной выставке центральное место занимает картина «Ночная атака»: по диагонали снизу-вверх холст пересекают Ту-128 и выпущенная с него навстречу цели ракета. Эту картину художник снабдил ещё и подзаголовком – «Мой крестник».

Ночная атака.  1975 (5).jpg

…В конце 1950-х шло массовое развёртывание зенитных ракетных комплексов С-75, на которые возлагалась охрана воздушного пространства в зоне крупных городов и военных объектов. Но оставались не прикрытыми огромные территории, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Чтобы закрыть их, одного наземного комплекса ПВО не хватало. Нужен был ещё и авиационно-ракетный комплекс перехвата, способный контролировать безлюдные пространства севера и востока.

Разработку этого проекта поручили вести конструкторскому бюро Андрея Туполева. Так родился Ту-128 – перехватчик дальнего радиуса действия. И выпускник Военно-воздушной академии майор Евглевский был назначен ведущим лётчиком по Ту-128. Как потом выразился сам Электрон Миронович, вся дальнейшая служба его прошла под знаком этого самолёта. Но военный лётчик Евглевский одинаково твёрдо держал не только самолётную ручку, но и кисть - уже как художник.

Казалось бы, не моряк, никогда не жил у моря, он, тем не менее, боготворит Айвазовского: «Есть в нём что-то завораживающее». (Кстати, на юбилейной выставке в Заре превалируют морские пейзажи и копии с полотен великого мариниста).

А когда ему, ещё майору, выпало однажды попасть в крымский санаторий неподалёку от Феодосии, он первым делом помчался в знаменитую картинную галерею. И сразу же направился к директору галереи:

– Разрешите скопировать одну из картин – ту, где Коктебель, Кара-Даг и корабль на фоне закатного солнца.

Тот разрешил. На старательного копииста обратил внимание Николай Степанович Барсамов, известный в городе человек. Более сорока лет он поочерёдно возглавлял в Феодосии вначале историко-археологический музей, затем и картинную галерею имени А.К. Айвазовского. В тот момент ему было за восемьдесят, но он продолжал работать старшим научным консультантом.

Разговорились. Барсамов был удивлён, что его молодой собеседник оказался военным лётчиком. За то время, что старый искусствовед исподтишка наблюдал за Евглевским, он не мог не заметить, как тот то и дело переписывал небо. И всякий раз оно выходило у него «не по Айвазовскому».

Вот и сейчас, когда работа завершена, чувствуется, что конечный результат особой радости лётчику не доставил. Эта неудовлетворённость в сочетании с настойчивостью –  Евглевский переписывал небо восемь раз! – импонировали Барсамову. Однако, кривить душой он не стал:

– За море я бы поставил вам «пятёрку», а вот небо…

И рассказал, как Айвазовский рисовал солнце, используя вместо «чистых» белил смесь белил с жёлтой краской, чем достигал неповторимого эффекта освещённости как неба, так и всего, что находилось под его сводами.

Вернувшись с полотном в санаторий, Евглевский тут же в номере приготовил «коктейль а ля Айвазовский» и прошёлся им по всему небу. Наутро с картиной под мышкой отправился к Барсамову. И тот поставил подопечному вторую «пятёрку», теперь уже и за небо.

Корабли на рейде. Феодосия 1966. (7).jpg

Среди выставленных в КДЦ «Заря» работ около одной посетители задерживаются гораздо дольше, чем у остальных. Это автопортрет. Необычный, и по сюжету, и по композиции. Как бы обращение автора к собственному прошлому: Евглевский наших дней с кистью и палитрой, седовласый, в очках, пишет парадный портрет молодого полковника лётчика Евглевского.

Эти двое Евглевских, разделённые далеко не праздно прожитым полувеком, заставляют задуматься. Не столько, может, над тем, во что тебя превращают прожитые годы, сколько о том, как ты их прожил и что можешь сказать людям в столь почтенном возрасте.

Автопортрет Две жизни. 1980 (2).jpg

Виталий СКРИЖАЛИН

Фото Анатолия ШМЫРОВА