Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Яндекс.Погода

среда, 3 июня

дождь+13 °C

Сейчас в эфире

Радио

ТАНК ПОБЕДЫ: история создания и подвига

31 марта 2020 г., 14:55

Просмотры: 1855


Легендарный средний танк «Т-34» по праву можно назвать оружием Победы в Великой Отечественной войне. Серийно он стал выпускаться в 1940 году: протокол Комитета Обороны о постановке Т-34 (А-34) в серийное производство был подписан 31 марта.

История создания легендарного Т-34 началась ещё в 1937 г. на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) в КБ-24 под руководством главного конструктора М.И. Кошкина. Его прототипом стал колёсно-гусеничный танк БТ-20. 13 октября 1937 г. артиллерийско-бронетанковое управление (АБТУ) РККА выдало заводу №183 (подразделение ХПЗ) тактико-техническое задание на новый танк под индексом А-20, который бы заключал в себе все три направления модернизации танков «БТ». В том числе рассматривался чисто гусеничный тип танка. Технический проект гусеничного танка получил обозначение А-32.

Военные, желающие получить быстроходный танк, настаивали на постройке опытных только колёсно-гусеничных танков А-20, но М. Кошкин настоял на необходимости постройки и А-20Г – гусеничного варианта.

На всех рассмотрениях и совещаниях по бронетанковой технике, хотя гусеничный тип танка показал хорошие результаты, отдавалось предпочтение гусенично-колёсным вариантам. И только непосредственная поддержка гусеничного типа в двух случаях лично И.В. Сталиным дала путёвку в жизнь «Т-34».

19 декабря 1939 г. Постановлением Комитета Обороны при СНК №443сс «О принятии на вооружение РККА танков…» на вооружение Красной Армии был принят танк под обозначением «Т-34».

В январе 1940 г. постановлением Комитета Обороны №85 было задание Харьковскому паровозостроительному заводу (ХПЗ) изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учётом установления брони до 45 мм и пушки 76 мм. Предписано было: «Танк А-32 с этой толщиной брони именовать Т-32».

После многочисленных испытаний в феврале-марте 31 марта был подписан протокол Комитета Обороны о постановке Т-34 (А-34) в серийное производство на заводе №183 в Харькове и о подготовке его выпуска на Сталинградский тракторный завод (СТЗ).

s1200.jpg

 

ЦИФРА:

До конца 1940 года было выпущено 115 машин при плане 200 (по вине замминистра Обороны маршала Г.И. Кулика). Всего за период 1940 – 1945 годов было выпущено около 60 тысяч единиц Т-34 в различной модификации. Сегодня памятники этой легендарной машине есть не только во многих городах и посёлках России, но и мира.

 

С первых дней войны тридцатьчетвёрки показали свои великолепные качества. Только один пример: В первых числах октября 1941 г. 2-я танковая армия Гудериана прорвалась в районе Орла и двинулась на Тулу. 4-я танковая бригада полковника М.Е. Катукова получила задачу задержать продвижение врага. Одна бригада с одним батальоном «Т-34», второй лёгкие танки БТ-5 и БТ-7 против трёх дивизий фашистских.

До 50 вражеских танков вклинились в оборону мотострелкового батальона. Тридцатьчетвёрка лейтенанта Кукорина, покинув засаду, устремилась на помощь мотострелкам. Фашистские танки открыли огонь по «Т-34», но механик-водитель Федотов уверенно вёл машину вперёд. Когда до врага осталось 600 – 800 метров, танк остановился, и стрелок сержант Любушкин открыл огонь. Стрелял точно – четыре выстрела и четыре подбитых танка! Один из вражеских снарядов попал в «Т-34», механик-водитель был ранен, но превозмогая боль, Федотов продолжал управлять машиной. Кукорин приказал подать машину назад, когда танк остановился, Любушкин снова открыл огонь и поджёг ещё четыре фашистских танка.

Умело используя преимущества «Т-34» по мощи огня, броневой защите и манёвренности, экипаж одной машины уничтожил 16 фашистских танков! Так уже в начале войны достойно показал себя легендарный танк, который по праву называется оружием Победы и Славы!

Вадим КУЛИНЧЕНКО, капитан 1 ранга в отставке, публицист