Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Яндекс.Погода

среда, 21 октября

небольшой дождь+3 °C

Сейчас в эфире

Радио

Герой Советского Союза Иван Жуков: «Подвиг – это обычная работа, просто в необычных условиях»

15 июня 2020 г., 11:39

Просмотры: 1742


В день празднования 75-летия Победы в микрорайоне Заря был открыт уникальный памятник. На плитах Сквера Героев Отечества увековечены имена 44 Героев – все они жили или служили в Заре, бывшем военном городке для военнослужащих Главного штаба войск ПВО страны.

На левой плите, внизу, имя Ивана Ефимовича Жукова. Из этого почетного списка сейчас он единственный Герой Советского Союза, который живет в Заре. Звание Героя Советского Союза присвоено полковнику Ивану Жукову в 1982 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные при освоении новой авиационной техники и при спасении аварийного самолета, с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

 

ИНФОРМАЦИОННО

МиГ-25 – это самый скоростной и высотный самолет в мире. Спроектирован конструкторским бюро Микояна – Гуревича. Именно на нем летчик-испытатель, Герой Советского Союза Александр Федотов 31 августа 1977 года установил мировой рекорд высоты – набрал на нем 37650 метров. Этот фантастический рекорд не побит до сих пор.

photo_2020-06-04_15-37-36.jpg

 

Речь идет о спасении самолета МиГ-25. «Создали такой самолет-перехватчик, уникальный, специально для больших высот, для больших скоростей», – поясняет Иван Ефимович.

Иван Жуков совершил 4446 вылетов. Он летал во всех полках Советского Союза, где был МиГ-25. В 1981 году на аэродроме «Кричев» на Украине во время его полета на МиГ-25ПУ случился пожар. Полковник Иван Жуков возглавлял тогда отдел войск безопасности авиации войск ПВО страны, проверял технику пилотирования летчиков полка. Старший инспектор-летчик спас красавец-самолет. Было тяжело, но мысль покинуть самолет даже не возникла.

– Это обычная работа: садишься, запускаешь, выруливаешь, идешь на перехват – это все привычное, – рассказывает летчик. – Но эта работа была на высоте 17000 метров, скорость 2500 километров в час, сработала сигнализация пожар. Что делать? Можно было катапультироваться. Я имел право. Лампа горит, включилась речевая информация: «315-й, пожар левого двигателя». Но смотрю, что параметры левого двигателя были в норме, управление сохраняется, значит, надо продолжать полет. А второй пилот – он был ближе к двигателю – говорит мне: «Товарищ полковник, а у меня сзади горячо…». Надо садиться. А как садиться? Как обычно: надо убрать обороты, снизиться, заходить на посадку. Но самолет при приближении к посадочной скорости, опускает нос и снижается до полосы. Зашел на второй круг. Надо заходить на посадку. И захожу в других условиях, на повышенной скорости. Никогда я так не заходил на посадку. Только на одних оборотах держал. Это обычная работа только в необычных условиях, просто не те условия, к которым привык. Скорость, не как привык, не 293, а 420 километров в час.

photo_2020-06-04_21-18-36.jpg

Иван Ефимович рассказывает о подвиге просто и коротко, по его словам, страшно не было.

– Страх у человека – это какое-то беспокойство. Страха не было – надо было действовать. Все уже случилось. Просто нужно было на каждой секунде оценивать обстановку и сохранять самообладание.

Иван Жуков посадил на аэродром аварийный самолет и привез причину, почему именно неоднократно происходил пожар. К тому времени уже было сделано около 900 самолетов. После выявления дефекта МиГ-25 доработали, и благодаря спасению самолета было сэкономлено 8 миллионов рублей. Фирма «Микоян» представила летчика к высокой государственной награде.

Спустя 39 лет имя Ивана Жукова увековечено в Балашихе, в Сквере Защитников Отечества.

– Больше всего мне приятно, что этот памятник установили здесь, в Заре. И я в одном ряду вместе с этими знаменитыми людьми. Я сам заревский: службу прошел здесь, вся моя семья здесь, всех этих людей, чьи имена на плитах, я знал, с ними служил. Поэтому это много для меня лично значит, – признается Иван Ефимович. Я так думаю, что не забудут о том, что и после войны люди могут совершать различные подвиги. Помню, один разведчик из диверсионной группы рассказывал, как он за камнем лежал двое суток, травой прикрытый, как говорится, не дыша. Нелегко… Поэтому всегда, и в мирное время, есть место для подвига.

 

 

Василий ГЕОРГИАДИ, летчик-снайпер полковник в отставник председатель Совета ветеранов микрорайона Заря:

 

– Мы знакомы с Иваном Ефимовичем с 81 года. Я тогда служил на Севере, майором был, он получил звание полковника. С тех пор мы общаемся. На первой серии самолетов МИГ-25 была проблема по выработке топлива. Было три случая, когда летчики покидали самолет, который становился неуправляемым после взрыва. Такая же ситуация произошла у Ивана Ефимовича Жукова. Как командир и старший экипажа он принял решение садиться. В воздухе на высоте три километра он симитировал посадку: выпустил шасси, закрылки. Так он смог выяснить, на какой же скорости можно посадить самолет, – это 420 километров в час. Выяснил также причину неисправности: самолет становился неуправляемым из-за взрыва шестого бака, который находился в хвостовой части самолета, между двумя двигателями, после выработки топлива из шестого бака пары топлива нагревались и взрывались, тем самым заклинивало рулевые тяги, ручка на себя не шла. Это было очень опасно. Обычно так делают летчики-испытатели – борются за спасение самолета до последнего.

 

Иван ЖУКОВ, Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик, полковник в отставник:

 

– Помню начало войны, как папу провожали на фронт. Была осень, сыро, холодно. Запомнилось, как мама похоронку получила на брата. Это было тяжело. Он был такой добрый человек. Мой старший брат Михаил погиб в 43 году, на Курской дуге. А папа всю войну прошел на Ленинградском фронте. День Победы для меня «со слезами на глазах». Не выскажешь словами… Тяжело и радостно, что победили, но как это далось… Это в каждой семье горе. Смешанные чувства, больше горести. Слишком дорого дался этот день.

 

 

ИНФОРМАЦИОННО

По инициативе Совета ветеранов микрорайона Заря на монументе выбиты имена земляков – 44 Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны, а также Героев Социалистического Труда, Героев Российской Федерации. 32 из них – Герои Советского Союза, ушедшие участники Великой Отечественной войны, 5 – Героев Социалистического труда. Сейчас в живых девять человек: Герои Советского Союза Ивана Ефимович Жуков и Виктор Севастьянович Кот, семеро – Герои Российской Федерации, совершившие подвиг в мирное время. Главком войск ПВО Иван Моисеевич Третьяк записан дважды, в Героях Советского Союза и Соцтруда. Идею такого памятника подал житель Зари полковник в отставке Леонид Куприянович Мурзинцев.

 

Ко Дню России Историко-краеведческий музея Балашихи опубликовал фильм-интервью с Героем Советского Союза И.Е. Жуковым. Фильм можно посмотреть на странице музея в сети «Фейсбук» по ссылке: https://www.facebook.com/groups/1655256638077680/permalink/2637470339856300/.

 

Инна СЕРЕГИНА
Фото из личного архива Ивана Жукова