Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Яндекс.Погода

воскресенье, 17 октября

облачно с прояснениями+6 °C

Сейчас в эфире

Радио

Елена Елистратова: «Работа – мой образ жизни». Интервью с директором Балашихинской картинной галереи

20 авг. 2021 г., 0:32

Просмотры: 193


В сентябре прошлого года, когда Балашиха отмечала свое 190-летие, в городской картинной галерее прошла выставка, посвященная 95-летию нашего земляка, ветерана Великой Отечественной войны, Заслуженного художника России Михаила Корнеевича Аникеева. А сейчас ко Дню города готовится большой проект, посвященный 100-летию основателя и первого директора галереи Леонида Михайловича Стиля. О том, как идет подготовка к юбилейной выставке, а также о тонкостях музейного дела мы поговорили с нынешним директором Балашихинской картинной галереи Еленой ЕЛИСТРАТОВОЙ.

– Елена Викторовна, как давно Вы возглавляете картинную галерею Балашихи? Что привело Вас в эту профессию?

– Галереей я руковожу с 22 сентября 2016 года. А что привело...  Я родилась в семье художника-реставратора. Мама работала учителем начальных классов, всегда любила театр, оперу. Самое яркое воспоминание детства – балет «Большой вальс» на музыку Штрауса, который я посмотрела в бакинском театре оперы и балета, – я в четвертом поколении бакинка и по папиной, и по маминой линии. Дед и прадед тоже имели отношение к прекрасному. Прадед был краснодеревщиком. Дедушка по папиной линии очень хорошо рисовал, в семье до сих пор хранятся его акварели. Папа, кроме всего прочего, коллекционировал открытки. Были раньше в магазинах такие наборы: Рубенс, Рембрандт... У него была неплохая коллекция художественных открыток, которые я по-своему систематизировала: то разложу в алфавитном порядке, то разобью по странам. Причем, папа не запрещал мне это делать. Так что с изобразительным искусством, по крайней мере, визуально, я была уже знакома лет с шести-семи.

– И знали с детства, чем будете в будущем заниматься?

– На самом деле, не все так просто. В детстве мы с подругами увлекались кукольным театром, сами шили куклы, рисовали декорации, сочиняли музыку, а наши родители вынуждены были смотреть наши безумные спектакли. Я окончила музыкальную школу, музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова по классу специального фортепиано и посвятила себя музыке. Мечтала о сцене, работе концертмейстера. Но 22 года проработала в музыкальной школе, из них 12 лет в должности директора. Творчеством занималась всегда, меня очень увлекало декоративно-прикладное искусство – нетканый гобелен, текстильная кукла. Несколько раз участвовала в московской выставке «Ребро Евы», которую организовывала галерея XXI века, других выставках. В 2000 году вступила в Творческий Союз Художников России и Международную Федерацию художников. Кстати, живя уже здесь, в Балашихе, стала лауреатом Международного фестиваля искусств «Московские звезды». Но это произошло в 2016 году, а тогда, в 2004-м, в моей профессиональной судьбе случился резкий поворот – я ушла в изобразительное искусство, став сначала преподавателем, а затем заместителем директора художественного училища им. Ф. В. Сычкова в Саранске. К тому же за спиной у меня был Московский институт культуры, где я получила профессию искусствоведа. В училище приобрела опыт экспозиционера, приходилось заниматься организацией выставок студенческих работ. В детстве я почему-то представляла себя архивариусом. И вот пять лет назад моя мечта, в какой-то степени, сбылась – в галерее приходится много заниматься и такой работой.

– Требуется ли специальное образование, чтобы стать галерейщиком?

– Начнем с того, что слово «галерейщик» не очень подходит к тому, чем занимается работник музея. Галерейщик – это менеджер в сфере искусства, опытный специалист, который может, как говорится, «отделить зерна от плевел», человек, который занимается составлением, организацией выставок и их продвижением. Для нас, работников музея, в плане организации выставочных проектов, больше подходит слово «куратор». Куратор – это специалист, реализующий свой творческий замысел, умеющий выделить в большом количестве работ художника самое главное, самое яркое, определить тему, правильно расставить реперные точки экспозиции, организовать саму экспозицию, сопроводив необходимыми специальными текстами-экспликациями, а значит, ко всему прочему, владеющий специальными искусствоведческими знаниями, терминологией и умеющий излагать все это на бумаге. О работе куратора я расскажу вам на примере выставки, которую мы организовали к 95-летию нашего замечательного земляка Михаила Корнеевича Аникеева. Тогда была реализована блестящая, на мой взгляд, задумка научного сотрудника галереи Дмитрия Неумоина: завершенное полотно мастера дополнить эскизами, зарисовками и даже записями из дневников, родившимися в большом количестве в часы работы над произведением. К нашему глубокому удовлетворению этот «рабочий материал» вызвал непредвзятый интерес у зрителя, помог глубоко раскрыть личность художника, показал те самые «творческие муки», которые испытывает творец. Куратор начинает работать над проектом задолго до его реализации – год, полтора. Это может быть работа с художником или с фондовым собранием. Во втором случае задачи, поставленные куратором перед самим собой, могут быть в несколько раз сложнее. Если речь идет о наследии одного художника, то оно может быть фрагментарным, разрозненным как тематически, так и стилистически, не говоря уже о периодизации. Задача куратора и заключается в правильной подаче материала, в построении понятной для зрителя экспозиции, одновременно с этим, раскрытии всего потенциала художника. В этом году ко Дню города мы готовим проект к 100-летию основателя и первого директора Балашихинской картинной галереи Леонида Стиля. Такие выставки требуют огромного количества времени и творческого потенциала, так как работа ведется с фондовым собранием. Эту выставку, с коротким названием «Стиль», мы будем открывать 7 сентября.

Музей 10.jpg

– Насколько мне известно, сейчас в фондах галереи более 7000 работ. Как вы подходите к новым поступлениям? С какими мерками?

– Главные критерии отбора – это талант автора, уникальность произведения, а также наш опыт и, в какой-то степени, интуиция. Имеет значение и имя художника. Когда жительница Балашихи, коллекционер и художник Наталья Аксенова принесла нам в дар офорты Виктора Дувидова, народного художника РФ, графика, книжного иллюстратора, мы, конечно, взяли их без колебаний. Иметь в собрании музея работы художника такого уровня – большая удача. Бывает, что и отказываем в приеме работ, обосновывать отказ всегда очень трудно, ведь даритель искренне верит в ценность своих даров.

– Видимо, в картинной галерее должна царить какая-то особая атмосфера и в профессиональных, и в повседневных человеческих отношениях?

– Да, особая атмосфера, безусловно, существует, но как результат нашего общего труда – создание для посетителя комфортных условий для восприятия тех произведений, которые мы экспонируем. Но праздника каждый день для нас, как это может показаться со стороны, нет. Даже проведение открытий выставок, которые проходят в радостной атмосфере, с концертами, красивыми выступлениями, почетными гостями, при пристальном внимании СМИ, предполагает большую предварительную подготовку. Зачастую мы испытываем «эмоциональное выгорание» после очень трудных проектов, долго восстанавливаемся, но одновременно переживаем катарсис, когда видим успешную реализацию наших творческих идей. Главная задача музея – сохранять. Работа по сохранению, учету и безопасности музейной коллекции – это ежедневный, рутинный, кропотливый труд. Этим занимаются главный хранитель фондов, специалист по учету музейных предметов, художник-реставратор, научные сотрудники. А директор должен обеспечить условия для выполнения этой работы, поэтому мне постоянно приходится заниматься решением разных чисто технических – ремонты, закупка оборудования для фондохранилищ – и многих других задач, совершенно не имеющих никакого отношения к искусству. А без человеческих отношений вообще невозможна любая работа, не говоря уже о творческой. Мы все вопросы обсуждаем коллегиально, спорим, помогаем друг другу, ищем компромиссы для решения трудных ситуаций. Сейчас мы все – единый механизм, работа которого направлена на то, чтобы Балашихинская картинная галерея стала центром художественной и культурной жизни Подмосковья. Здесь нужно сказать и об огромном участии во всех наших начинаниях управления культуры администрации городского округа Балашиха, возглавляемого Светланой Васильевной Шарцевой, плодотворной совместной работе с нашим куратором, заместителем начальника управления культуры Мариной Анатольевной Черновой. Вместе мы уже реализовали ряд выставочных проектов, получивших мощный резонанс в культурном сообществе не только нашего города – «Предприниматели и меценаты земли Балашихинской», «Знаменитые фамилии земли Балашихинской. Румянцевы», и самый яркий проект этого года – форум музеев Балашихи «Интеграция музейного пространства в муниципальном образовании», в котором приняли участие практически все музейные институции городского округа. В августе в нашей галерее Министерство культуры Московской области провело семинар по вопросам сохранения и организации контроля музейного фонда РФ в рамках контрольно-надзорной деятельности. Мы приняли 80 представителей федеральных, государственных и муниципальных музеев Московской области. Мне выпала честь провести практикум для участников семинара, рассказать о наших публикациях, провести ознакомительную экскурсию по экспозициям. Мероприятие такого масштаба впервые было проведено в нашей галерее.

– Если вы говорите не об искусстве, тогда о чем? У вас есть увлечения, не связанные с работой?

– Да, есть. Но мои увлечения ушли на второй план. Любой человек, соприкасающийся с искусством, как правило, полностью в него погружается. И со временем все остальные увлечения становятся не актуальными. Так что, отвечая на ваш вопрос, скажу: «Моя работа – это и есть мое увлечение, моя работа – мой образ жизни».

Вопросы задавал Сергей ПАНОВ

Фото из архива Балашихинской картинной галереи

 

Обсудить тему

Введите символы с картинки*