Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать самую актуальную информацию.

Балашиха. Новости.

Яндекс.Погода

воскресенье, 22 октября

облачно с прояснениями+3 °C

Онлайн трансляция

Когда теория тушения заставляет… «гореть»

12 апр. 2017 г., 11:11

Просмотры: 475


«Физика и математика – основные рычаги познания в науке», – так считает доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Владимир Горшков, 54 года посвятивший изучению пожарной опасности и противопожарной защиты технологических процессов и оборудования во ВНИИПО МВД СССР, ныне – ВНИИПО МЧС России.

Горшков Владимир Иванович (родился в 1939 году в г. Перово Московской области), полковник внутренней службы в отставке, действительный член НАНПБ. Написал свыше 120 научных трудов, 4 монографии и 1 справочник. Получено 29 авторских свидетельств на изобретения. Труды изданы на английском и немецком языках. Под его руководством защищены 4 кандидатские и 2 докторские диссертации. Награждён знаками «Заслуженный работник МВД СССР», «Лучшему работнику пожарной охраны» и 6-ю медалями, в т. ч. медалью ВДНХ.

Стать военным

Владимир Иванович шутит, что после окончания вечерней школы рабочей молодёжи получил «заграничное образование»: окончил электромеханический факультет Одесского высшего инженерного морского училища (ныне – Национальная морская академия). Женился рано, поэтому плавать не стал. После окончания училища успел поработать инженером-конструктором на режимном предприятии и инженером-электриком на Балашихинском машиностроительном заводе.

Сейчас, будучи крупным учёным в области обеспечения пожарной безопасности технологических процессов различных отраслей промышленности, имеющим учеников и признание в научном мире, Владимир Горшков признаётся, что о научной работе не имел никакого представления и не мечтал стать научным работником: «Честно говоря, в науку попал случайно. Сослуживцы на заводе сообщили мне, что рядом есть военная организация, которая набирает сотрудников. В то время я находился в затруднительном материальном положении: семья, ребёнок, отсутствие квартиры и низкая зарплата. Решил: военные – это хорошо, буду выглядеть прилично в военной форме, так как после окончания мореходки гражданской одежды практически не было. Мне к военной форме не привыкать: с 10 до 17 лет носил военную форму, будучи воспитанником Советской армии, сначала в военной музыкальной школе для музыкантов духовых оркестров, а затем в оркестре Одесского артиллерийского училища».

«Было интересно работать!»

Так он попал в институт, о чём ни разу не пожалел. За время работы прошёл все ступени карьерного роста от младшего научного сотрудника до начальника отдела. Окончил заочно аспирантуру при Московском институте химического машиностроения (МИХМ).

«В нашем маленьком коллективе было трое научных сотрудников, – с большой теплотой вспоминает те годы продуктивной работы Владимир Иванович. – Ныне все они имеют степень доктора технических наук. Работали не за деньги, а на совесть. Больше всего нас интересовали результаты проведённых исследований. Я был настолько увлечён работой, что введение пятидневной рабочей недели воспринял с недовольством, так как в субботу работать было уже нельзя. Не разрешали».

Наука: теория и практика

В 1975 году его назначили начальником отдела, который занимался обеспечением пожарной безопасности обитаемых космических аппаратов. Так, по программе совместного полёта кораблей «Союз» – «Аполлон» приходилось решать проблему тушения возгораний, возникающих в невесомости. Сотрудниками этого сектора был разработан огнетушитель, который показал свою эффективность не только в наземных условиях, но и в процессе орбитального полёта.

Жизнь ставит перед учёными всё новые задачи. Горшков разработал и внедрил в практику научных исследований новые методы определения условий теплового самовозгорания при хранении, транспортировании и переработке в промышленных условиях горючих веществ и материалов, создал теорию тушения горючих жидкостей распылённой водой и порошковыми составами.

По его собственным словам, ему нравился сам процесс постановки и решения задачи: «Он складывается из нескольких этапов. Сначала смотришь, как сформулировать задачу. Потом – как её описать математически, в виде уравнений. Решения очень сложные. После этого начинается самое интересное – проверять, поэтому стоится экспериментальная установка».

Так, при изучении процесса тушения пламени горючих жидкостей распылённой водой сотрудники отдела построили установку, на которой с достаточной степенью точности удавалось автоматически фиксировать интенсивность подачи воды на пламя, скорость полёта и размер капель, а также время тушения.

«Когда результаты опытов довольно тесно укладывались на теоретическую кривую, первой реакцией было: так не бывает! Но, повторяя эксперименты с разными горючими жидкостями и неизменно приходя к тому же результату, начинаешь понимать, что решение соответствует практике. Вот тут начинается эйфория, ходишь радостный. Правда, продолжается это недолго – впереди всегда ждут другие проблемы, – рассказывает Горшков о процессе научного творчества. – Но бывает и так, что поставленная задача никак не поддаётся решению. Она не выходит из головы, не отпускает, не даёт спать. Тут начинаешь злиться, обращаешься к близким литературным источникам, но, как правило, решение всё-таки находится. Ходишь умиротворённый и думаешь, что же раньше до этого не дошёл. А это и есть награда за все труды».

Инна СЕРЁГИНА

Фото Евгения ВАЛЯЕВА